Вход

Дон Старки

Глава студии Donald Starkey Designs рассказывает о том, как он стал дизайнером яхт, и об особенностях своей работы

Текст: Николай Федянин

Наш собеседник Дональд Старки, глава студии Donald Starkey Designs, признается, что стал дизайнером яхт благодаря случайности. В начале 70-х он работал в студии знаменитого яхтенного дизайнера Йона Банненберга, но занимался там не яхтами, а проектами жилых зданий. "Люди, которые придумывали яхты, работали в противоположном конце студии, и мы не пересекались", - вспоминает он. Тогда же, в 70-е, Старки подружился с дизайнером яхт Терренсом Дисдейлом. Приятели снимали один офис на двоих, и однажды Дисдейл предложил Старки поработать вместе. "Клиенту из Кувейта понравилась яхта, которую сделал для него Терри, и он попросил построить ему еще и виллу. Мы создали не только проект дома, но также все интерьеры, мебель и даже сад вокруг виллы", - вспоминает Старки

Друзья решили, что им стоит объединить усилия, и в начале 80-х основали фирму TERENCE DISDALE DESIGN. "Мы прекрасно дополняли друг друга. Терри отлично разбирался в яхтах, а я хорошо умел планировать пространство", - рассказывает Старки. Он неожиданно понял, что ему есть что усовершенствовать в дизайне яхт. "Меня всегда удивляло, когда окна на яхтах делали столь высоко, что, сидя в салоне, нельзя было наслаждаться видами, или когда каюты гостей находились между дизелями и моторным отделением, то есть как раз в самом шумном месте на яхте, - поясняет Дональд Старки. - Еще одна чисто архитектурная проблема - это умение отделить хозяйскую зону от зоны команды. Жить на яхте все равно что жить в пятизвездочном отеле. Конечно, каждый хочет, чтобы в каютах были чистота и порядок, но если членам команды приходится проходить через главный салон, для того чтобы прибраться в гостевых каютах, то виноват в этом тот, кто проектировал интерьер яхты".

В 1989 Старки основал собственную студию Donald Starkey Designs, сохранив свойственный ему архитектурный подход к дизайну яхт. Он говорит, что поскольку строил много домов, то привык смотреть на любой интерьер глазами заказчика. "Я знаю случаи, когда хозяин заходил на борт полностью готовой яхты, смотрел вокруг и говорил: "Тут придется все переделать". Это происходит тогда, когда дизайнер не понимает потребностей клиента", - уверен Старки. По мнению Дональда, интерьер яхты должен точно соответствовать образу жизни ее владельцев. Например, на 72-метровой яхте Laurel, которую Старки закончил делать в феврале прошлого года для одного американского клиента (между прочим, самая большая яхта, построенная в США с 1931 года, хвастает дизайнер), каюта владельцев находится посередине судна. "Обычно в центре помещают главный салон, но я расположил здесь каюту владельцев, потому что они планировали проводить много времени на яхте, а центр - это место, где меньше всего чувствуется качка, - поясняет автор проекта. - Морская качка бывает особенно утомительна на Карибах. Даже когда яхта стоит на одном месте, прибой качает ее туда-сюда".

А вот, например, на 73-метровой яхте Queen M, спущенной на воду в июне 2004-го (в прошлом году российский алюминиевый король Олег Дерипаска, новый владелец яхты, переименовал ее в Queen K), у хозяина есть собственная палуба с фойе, гардеробной комнатой, ванной, просторной спальней с четырьмя большими окнами и выходом на личную прогулочную палубу. "Заказчик яхты говорил, что часто ему бывает необходимо уединиться", - рассказывает Старки. "Очень удобно: поднялся наверх, повернул ключ в двери - и наслаждаешься одиночеством", - говорю я. "О нет-нет, никогда не закрывайте двери на яхте, - перебивает меня Дональд Старки. - Конечно, приватность важна, но я никому не советую закрывать двери на ключ. Это очень опасно".

Мы обсуждаем последние тенденции в дизайне яхт, точнее, даже и не в дизайне, а в столь близком Старки планировании пространств. По словам дизайнера, многие владельцы яхт признаются, что предпочитают обедать и ужинать на прогулочной палубе. "Вообще, прелесть яхт именно в том, что можно проводить много времени на открытом воздухе, любоваться красивыми видами. Но, когда погода плохая, приходится есть в помещении", - сетует Дональд. Он говорит, что в последнее время дизайнеры стараются уйти от традиционной схемы планирования пространства, когда главный салон находится в кормовой части, а столовая - посередине яхты. Теперь модно делать столовые, которые имеют выход на открытый воздух, отмечает Старки. Если 10 лет назад внешние палубы были просто местом, где хранили лодки и изредка принимали солнечные ванны, то теперь все не так. Дизайнеры стали уделять больше внимания внешним палубам, зонам ванн с гидромассажем и начали делать навесы от прямых солнечных лучей.

А вот дизайн интерьеров стремится к простоте. Сейчас в моде минимализм, простые, чистые линии, говорит Старки. Я спрашиваю его, что он думает о яхтах компании WALLY итальянского дизайнера Луки Бассани, которые снаружи напоминают самолет-невидимку Stealth и интерьер которых оформлен в стиле чистого минимализма. "Это очень интересный дизайн, я бы даже сказал захватывающий. Выглядят они очень стильно, правда, не знаю, удобный ли у них интерьер, комфортно ли там находиться", - делится своим мнением дизайнер.

"Что Вы думаете о тех суперъяхтах, которые делает Филипп Старк?" - спрашиваю я. "Они такие же претенциозные, как и его вещи. Старк проектирует все, что угодно, от туалетных ершиков до суперъяхт. (Мой обычно спокойный собеседник с трудом сдерживает негодование.) Я видел интерьер его первой яхты, Wedge II, и он показался мне очень странным, очень китчевым. Теперь Старк строит в Германии яхту для клиента из России. Судя по информации, которая у меня есть, там будет мало внешних палуб, - добавляет он уже более спокойным тоном. - Мне кажется, на яхте человеку должно быть комфортно и внутри, и снаружи".

Его собственные представления о том, каким должен быть интерьер, мало изменились за прошедшие 20 лет. "Я по-прежнему не люблю острые углы. Прямые углы и минималистичный дизайн - это прекрасно, но вы же не хотите все время натыкаться на эти самые острые углы", - шутит Старки. Еще одна головная боль для любого дизайнера яхт - это низкие потолки. "В начале 80-х никому не приходило в голову как-то их украсить. Когда мы с Терри стали помещать на потолки зеркала, чтобы искусственно расширить пространство, это воспринималось как новаторство", - рассказывает Старки. Он считает, что дизайн яхты должен быть несколько театральным, чтобы скрывать изначально присущие всем яхтам недостатки вроде низких потолков.

Зная, что Старки продолжает создавать интерьеры домов и квартир, я спрашиваю его, привнес ли он в дизайн жилых интерьеров какие-то приемы из яхтенного дизайна. "Пожалуй, только то, что в жилых интерьерах я практически все вещи делаю теперь на заказ", - отвечает он. Проектируя яхту, дизайнер всегда точно указывает, каких именно размеров должен быть диван, стол или комод. Чем тратить время на поиск мебели нужных тебе пропорций, проще сделать всю мебель на заказ, считает он. Коль скоро разговор зашел о мебели, я спрашиваю, почему в интерьерах яхт столь редко встречаются культовые предметы дизайна, которые часто ставят в жилых интерьерах, например диваны Ле Корбюзье или стулья Вернера Пантона. Первая причина заключается в том, что на яхте все предметы интерьера должны быть привинчены к полу. "Мне сложно представить, как можно прикрутить к полу кресло Barcelona Миса ван дер Роэ", - иронизирует Старки. Вторая причина в том, что культовые предметы дизайна выглядят красиво, но они не всегда функциональны. "У меня было кресло Ле Корбюзье, на нем неудобно сидеть - затылок устает. Был стул Barcelona Миса ван дер Роэ, на нем тоже неудобно сидеть, потому что ндах с грибами. Он находится недалеко от Пантеона. Нет, к сожалению, не могу вспомнить название, что-то очень простое вроде Lorenzo’s", - сдается Старки. Дизайнер говорит, что благодаря своей русской подружке полюбил и русскую кухню: "Блины, борщ и эти маленькие штучки вроде равиолли… а, вот, пельмени… тоже очень люблю".

Вообще, Старки признается, что в отличие от многих его клиентов вкусы у него очень даже непритязательные. "У меня всего двое часов - это ROLEX Oyster Professional Yacht-Master и CARTIER, одеваться я люблю от ARMANI, а рубашки предпочитаю со сложными фактурами, - говорит он, показывая на свою рубашку, прошитую линиями из множества мелких узелков. - Если бы я покупал яхту для себя, это была бы небольшая парусная яхта класса G, я бы путешествовал на ней по Европе и гулял бы по палубе босиком".

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости