Вход

Каменный век

Натуральный камень в современном интерьере. Разнообразие форм, ощущение "подлинности" предметов, особое переживание времени

Ведущая рубрики: Елена Притула

Несмотря на необычайную популярность декоративного камня в современном интерьере, говорить об этом явлении как о тренде было бы некорректно. Декоративный камень - не открытие сезона и не возрождение временно забытого. Он - константа современного дизайна, на которой во многом строится семантика интерьера. Похоже, мы возвращаемся в каменный век... Камень - один из тех редких материалов, которые могут применяться практически в любом интерьере, и каждый раз это будет оправданно и с функциональной, и с эстетической точки зрения. Практичность и долговечность камня, красота и уникальность его рисунка - это аксиома. Другое дело - вопрос о его семантике, провоцирующий сложные, как молекула ДНК, ассоциативные цепочки.

Историчность - понятие из первого ряда ассоциаций с камнем.
Ситуация с антикварными вещами или фрагментами подлинного исторического интерьера, включенными в современную структуру, в комментариях не нуждается. Однако как старинный, так и абсолютно современный камень в интерьере может прочитываться иначе - не как конкретная историческая вещь, а как знак истории вообще, своего рода миф о ней. На уровне мифа выполненная в наши дни изысканная флорентийская столешница в городском интерьере в той же мере соотнесена с прошлым, что и выложенный "грубыми" каменными плитами камин в старинном замке.
Мифологичность камня в том и состоит, что он выражает собой прошлое "вообще".

Связь с прошлым крайне важна для ощущения "подлинности" современного интерьера. Именно эта "подлинность", которая символически передается камнем, во многом определяет социальный статус владельца дома. Но исключительность камня состоит в том, что он выражает идею особого вида престижа - престижа аристократизма, то есть того, что не приобретается, а дается свыше. Парадоксальным образом камень - фонтан во дворе дома или резная рама зеркала - превращается в материальный знак аристократизма, который раньше обозначался чистотой крови и благородством происхождения.

Неудивительно, что присутствие камня в интерьере дает особое переживание времени: реальное время устраняется, уступая место времени мифологическому.
Функция предмета или декоративного элемента при этом не играет никакой роли: мраморная лестница так же "отменяет" время, как и журнальный столик со столешницей из настоящего доисторического камня. Камень создает вокруг себя абсолютное время, превращаясь в квинтэссенцию подлинности. Чтобы ощутить себя "дома", современному человеку недостаточно функциональности: дом должен быть "освящен" присутствием хотя бы частицы "абсолютной", вневременной реальности. Камень дает такую возможность. И если уж возвращаться в каменный век, то только в этом качестве...

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости