Вход

Лабиринт отражений

Зеркала в интерьере: пространственные метаморфозы, игра с ритмом и масштабом

Ведущая рубрики: Елена Притула

Пока художественные критики рассуждают о том, как парадоксален мир в зеркальном отражении, сами зеркала уверенно обживают наше жизненное пространство. Настолько уверенно, что они давно сопровождают нас повсюду - от миниатюрного зеркальца в дамской сумочке до гигантских зеркальных поверхностей в урбанистических интерьерах. В этом тотальном присутствии есть не только красота, но и опасность: ведь еще древние предупреждали, что в зеркальных лабиринтах легко потеряться... В предметном мире зеркало всегда существовало в двух измерениях. Первое связано с непосредственным, обыденным понятием зеркала, с его практическим применением. Второе "назначение" зеркала - создавать иллюзорные эффекты.
В этой замене реального ирреальным, в игре настоящего и мнимого таится опасность потерять привычную систему координат. Но как притягательна эта игра с собственным сознанием и воображением! Не случайно во все времена считалось, что "зазеркалье", где все возникает в обратной перспективе, является символом жизни сверхъестественной: через отражение в зеркале происходило (и продолжает происходить сегодня) освоение внешнего мира. В древнекитайских живописных свитках, например, пейзаж не мог считаться совершенным, если он не отражался в перевернутом виде в "зеркале" воды... У одних народов зеркала считались миниатюрной моделью Вселенной, у других - "светлой" душой человека, в противоположность "темной" душе, представленной тенью. Во многих культурах зеркало символизировало небесный свод или уподоблялось солнцу, а блеску зеркала приписывалась способность отгонять злых духов.
Особенно устойчивы были представления о том, что с помощью зеркал, водной поверхности или стеклянных сфер можно вызывать образные галлюцинации, и эксперименты начались на самом раннем этапе истории зеркала.

Первые зеркала стали делать из полированного металла - бронзы или серебра. Это были ручные или стоящие зеркала, украшенные гравировкой в виде фигур и орнаментов. Позднее, в XI веке, появились зеркала из стекла: сначала, в XII-XIII веках, стеклом покрывали полированную пластинку из свинцового сплава, который в XIV веке заменили оловянной амальгамой. А вот серебро используется в качестве металлической основы под стекло только начиная с XIX века.
Впрочем, парадоксальность зеркала, тянущийся за ним шлейф магически-оккультных представлений и всевозможные странности вроде выпукло-вогнутых зеркал только усиливают интерес. Спектр приемов, которыми пользуются дизайнеры, работающие с зеркалами, необычайно широк. Во-первых, это удвоение пространства и объектов, и прежде всего самого человека. В этом присутствует некая императивность: если есть зеркало, вам непременно захочется туда взглянуть, а заодно увидеть "проявляющийся" там мир объектов. Удваивая пространство, зеркала, естественно, расширяют его. Наконец, при помощи зеркал пространство можно искривить, сделав практически неузнаваемым. О смысле подобных пространственных метаморфоз можно рассуждать бесконечно - важно в лабиринтах интеллектуально-зеркальных отражений найти в конце концов собственное "я"...

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости