Вход

Механическая хронология

Часы: история, технологии, дизайн

Фото: Кирилл Овчинников

Стилист: Нина Махмурова

Стилист: Анна Плотникова

Текст: Александр Медведев

Внешний вид, размер и принцип действия часов определяются отношением человека ко времени. Часы могут быть легкомысленными и деловыми, изящными и строгими, торопливыми и спокойными, пунктуальными и не очень. Античные люди жили не спеша, и их время степенно двигалось вместе с Солнцем. Средневековые часовые башни медленно, но верно отмеряли, сколько осталось до страшного суда, и возвещали его приближение колокольным звоном. Ученые Ренессанса занялись точным расчетом времени, а реформация, запустившая быстрый и компактный часовой механизм, создала современное представление о времени и о часах. Они стали отмерять отрезки работы и отдыха. Соответственно, главными свойствами стали функциональность и красота.

Эра малогабаритных хронометров началась в XVI веке. Часы перебрались со стен и башен на столы и в карманы. В принципе пружинный привод был придуман еще в XIII веке для движущихся фигур-автоматов. А самыми старыми пружинными часами считается полуметровый настольный готический собор, который отлили в бронзе для бургундского герцога Филиппа Доброго в 1430 году.

Однако бум пружинных часов начался позже, после изобретения плоской пружины, заменившей гирю, нюрнбергским мастером Генлейном. В учебнике Коклеуса, изданном в 1512 году, о нем говорится: "Молодой мужчина, Петр Генлейн, конструирует приборы, которые удивляют самых талантливых математиков, так как он из куска железа производит хорологию со многими колесами". Скрученный кусочек металла перевернул технические и эстетические представления о часах, и по Европе быстро распространилась мода на небольшие хронометры.

Вместо оружейников и слесарей часами занялись профессиональные часовщики и ювелиры. Первыми завоевали популярность яйцевидные футляры с откидной крышкой. У таких часов была только одна стрелка, а латунные корпус и циферблат с римскими цифрами декорировались орнаментом.

Преуспели в изготовлении малогабаритных устройств прежде всего деловые протестанты. Во всяком случае, во Франции в протестантском Блуа находился главный часовой центр Европы, пока в 1685 году после Нантского эдикта протестантов оттуда не изгнали. Они перебрались в Швейцарию, и та уже в следующем столетии превратилась в главную часовую державу.

Расцвет часового дизайна пришелся на XVII  век. Часы обзавелись минутной стрелкой и стали выпускаться в виде книг, крестов, черепов, музыкальных инструментов, птиц, животных, цветов, сосудов и т. д. Англичане начали делать ныне классические настольные часы в строгих деревянных ящиках. Французы предпочитали пышные, богато декорированные бронзовые корпуса. Швейцарцы прославились эффектными хрустальными футлярами с тонкой гравировкой.

К концу XVII века голландский физик Христан Гюйгенс создал маятниковый механизм, который используется в производстве до сих пор. Точность часов значительно выросла, а техническая начинка оказалась самостоятельной эстетической ценностью. Изобретатели немедленно увлеклись конкурсом на самый оригинальный маятниковый механизм. Хитроумные машины с тех пор не прятались в коробки, а аккуратно прикрывались стеклянными колпаками, чтобы владелец мог насладиться зрелищем изящно уходящего времени.

Начало эпохи наручных часов пришлось на середину XIX века. Две знаменитые швейцарские фирмы BREGUET и PATEK PHILIPPE спорят за первенство в этом деле. Довольно долго, кстати, считалось, что легкомысленные наручные часы прилично носить лишь женщинам, а солидные господа пользуются хронометрами карманными. Тем временем с настольными часами происходило мало интересного. Как и в архитектуре, здесь господствовали исторические стили, причем особенно популярны были имитации под рококо и ренессанс, а к концу века часами всерьез занялся модерн.

Появление в прошлом веке кварцевой технологии, с одной стороны, открыло перед дизайнерами неограниченные возможности, но с другой - стремительно меняющаяся мода обесценила их достижения. Неудивительно, что производители дорогих уникальных часов предпочитают консервативный дизайн и старинную механическую технологию.

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости