Вход

Назад в будущее

московская квартира общей площадью 178 м2 Михаил Филиппов

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Анна Фадеева

Под рукой - теплота состарившегося туфа дорической колонны, под ногами - строгая мозаика, выложенная плитками из италийских каменоломен, вокруг - медовый воздух, пронизанный светом. Его потоки заливают дом, парящий над большим городом. Время - конец ХХ века, город - Москва, дом - квартира, спроектированная архитектором Михаилом Филипповым Филиппов - неоклассик, как это модно теперь говорить. Он творчески осмысливает наследие античного прошлого и применяет его в собственной архитектурной практике. Звучит очень солидно, но скучновато. Особенно здесь - в одной из самых необычных московских квартир. Аналогов нет. То есть они есть, но искать их надо в книгах по истории искусства и архитектуры.
Или на живых руинах Греции и Рима. Там и черпает Филиппов "стилеобразующие элементы архитектуры будущего", которая в его исполнении явно "образуется" из греко-римской классики. Архитектура очень скоро вернется к принципам естественности, простоты, к строгим пропорциям и продуманным деталям. Так считает Филиппов и, не дожидаясь других, смело (но крайне уважительно) экспериментирует с классикой, создавая свой стиль.

Никакой стилизации (Михаил - человек эмоциональный и это слово вызывает у него целую гамму отрицательных эмоций) и театральной декорации. Все очень серьезно. Так относится к своей работе архитектор, так, к счастью, отнеслись к этому проекту и заказчики. В результате Филиппов получил возможность реализовать на практике теоретические поиски стиля в масштабе трех квартир, объединенных в единое пространство. Получилось необычно.
Здорово, в общем, получилось. В отличие от великого Станиславского хочется воскликнуть: верю! Верю в архаичность шершавых поверхностей стен и колонн, верю в четкие пропорции дорического и ионического ордеров, верю, что мозаика действительно из города Тиволи, где добывали камень еще во времена расцвета Рима. Верю в возможность комфортной жизни в античных руинах.

А как не верить, если все это передо мной не в качестве декорационных изысков и "исторических реплик", а в качестве нормальной среды обитания. Со всем необходимым для квартиры зонированием.
Спальни, гостиная с видео- и аудиоаппаратурой, детская, кухня. Уж очень только не подходят современные названия к этой среде. Тут хочется говорить о каких-нибудь триклиниях и атриумах. Разговор о последних Филиппов наверняка с воодушевлением поддержит - атриум (открытый зал древнеримского жилища, куда выходили другие комнаты) его "конек". За архитектурные фантазии на эту тему Михаил получил две главные премии на престижных международных конкурсах, а сейчас занят проектом особняка с атриумом в районе Арбата.

В квартире, о которой мы говорим, совершенно необычное для Москвы ощущение максимальной открытости во внешний мир.
Это было достигнуто за счет смелого решения убрать все внешние стены, заменив их сплошным остеклением (благо конструкция дома позволяла). При необходимости единый стеклопакет легко сдвигается в сторону и обедать можно прямо на свежем воздухе. Готовить, кстати, предлагается в легкой беседке-ротонде. Ее крыша-пергола опирается на изящные ионические колонны, в окружении которых размещена суперсовременная кухня с галогеновой плитой. Вообще конфликт между стилем Филиппова и современной бытовой техникой неизбежен.
Ему пришлось пройти через муки несоответствия архаичных стен и вылезающих то тут, то там явных признаков века высоких технологий. Что-то удалось "замаскировать", что-то нет. Но, честно говоря, одно другому не мешает. Древность и современность соединились в квартире вполне органично. Первая дает такой мощный заряд, что вторая даже необходима, чтобы все-таки определиться со временем и пространством.

Ощутить спокойный "комфорт в руинах" помогает и дерево, использованное в интерьере.
Все "деревянные" работы были выполнены под руководством Йокко Реппо - известного финского дизайнера. Вишня, дуб, сосна с их мягкими оттенками древесины удивительно тонко сочетаются с песчано-терракотовыми стенами, добавляя в оригинальный интерьер оттенок безусловного уюта. Ему же способствует и подбор легкой, ненавязчиво-качественной мебели.

Интерьер Михаила Филиппова реализовывался больше года. Это не банальный долгострой, а подтверждение качественной "штучности" работы. Много ли таких интерьеров сделает архитектор? Вряд ли. К сожалению и к счастью. К сожалению - потому что редко встретишь подобное, к счастью - потому что будет обидно, если появятся даже не близнецы, а многочисленные "братья и сестры" филипповских "руин". Стиль Михаила Филиппова не предполагает тиражирования. Наверное, следующий проект должен вызреть и найти себе хозяина. Не думаю, чтобы путь этот был простым.

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости