О национальной гордости

кафе "Русский китч"(г. Санкт-Петербург) Евгений Пригожин

Дата публикации: 12.08.2001

Фото: Михаил Степанов

Текст: Маргарита Шипелова

Автор проекта: Евгений Пригожин

Журнал: N6 (62) 2002

При всей кажущейся простоте китч -самый сложный жанр. Потому что китч -это отсутствие чистоты жанра. Но между китчем и отсутствием вкуса -"дистанции огромного размера". Наиболее наглядно эта технологическая "непростота" искушенному взору заметна в кинематографе. Рискнем заметить, что в архитектуре китч требует не меньшей профессиональной изощренности.

По крайней мере к такому выводу можно прийти, посетив кафе переходного периода (как называет его сам автор) "Русский китч", что открылось в Санкт-Петербурге, на Университетской набережной, 25. История создания кафе заслуживает отдельного внимания. Известный петербургский ресторатор Евгений Пригожин обнаружил незанятую нишу в, казалось бы, плотно освоенном ресторанном бизнесе. До недавнего времени потребность в заведении, где бы роскошь интерьера сочеталась с чисто русской "вольницей", не была удовлетворена. Где не требуются строго застегнутые сюртуки и точное следование этикету. Итак, сущность ресторана была определена, оставалось решить, каким он должен быть. Прежде всего на ум пришли легкомысленные и куртуазные французские кофейни и яркая, почти кричащая поэтика восточных базаров. Но в этом смешении ссылка на национальную специфику играет важную роль. Так как патриотизм, сдобренный изрядной долей юмора и иронии, и есть основа того понятия, которое вошло в культурный арсенал именно как русский китч.

Основной идеей интерьера кафе переходного периода, по словам автора проекта, является разудалая мысль о том, "как наши "ихних" шапками закидали". Кроме того, автор явно призывает не стыдиться, что кому-то втайне нравятся безвкусные вещи -с кистями и позолотой.

Здание, где расположено кафе, окружает стеклянная галерея -это один из залов. Потолок галереи покрыт банерной пленкой, которая расписана сюжетами в духе "ай да мы, молодцы!".

Например, "фреска" на тему "Филипп Киркоров избивает Марлона Брандо" полномерно выражает национальное самосознание. Причем избивает в прямом, буквальном смысле.

Все залы в кафе оформлены по принципу "за свои деньги вы получаете все, и даже больше". Если окна -то обрамлены багетом, подобно картинам в роскошных рамах. Если плинтус -то зеркальный. Если диванные подушки -то их пестрой избыточности позавидует любой султан: от леопардовых до золотых.
Зеркальный потолок в "Зале новых русских" украшен золочеными розетками, к которым прилажены еще и кисти. "Зал поцелуев" обязан своим названием плафону, расписанному изображением Леонида Ильича Брежнева в объятиях Фиделя Кастро. По периметру потолка идет лепнина экcтремальной леопардовой расцветки, "приправленная" целой клумбой цветов. По кафе можно долго бродить и рассматривать картины и настенные росписи, постигая правила игры. Потому что "Русский китч" -это большая нарядная игрушка, в которой работает каждая деталь. Начиная с эпических полотен вроде "Покорения русскими Гваделупы" или "Африканские тинейджеры подсматривают за нашими трактористками" и заканчивая меню, которое вшито в томики Полного собрания сочинений В.И. Ленина.

В ожидании "традиционных ташкентских кундюмов из мяса крабов и лобстеров под соком из кокосовых орехов" посетитель может угоститься "командирской настойкой" (водка, настоянная на "командирских" часах). И почувствовать себя настолько русским и китчевым, насколько захочет.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Как изменился наш дом за 30 лет? Современные технологии, которые упрощают жизнь

#Спецпроекты

Приглашаем на 30-летие SALON-interior ANNIVERSARY AWARD 2024

Приглашаем вас на торжественное мероприятие по случаю нашего 30-летия 4 апреля 2024 года.

#Новости

Шикарное парадное пространство, уютные спальни и впечатляющие виды: квартира в Москве

Дизайнер Екатерина Федорченко оформила квартиру в современном жилом комплексе в центре столицы.

#Интерьер #Квартиры #Контемпорари #Москва

Оформляем стенд для выставки: рекомендации и лайфхаки от 5 дизайнеров

Важный аспект продвижения для любого профессионала — участие в профильных выставках. Ведущие дизайнеры и архитекторы делятся своим опытом и советами, как создать яркий, концептуальный, привлекающий внимание, стенд.

#Мнения