Вход

Посольство Австрии

Здание австрийской дипломатической миссии в России - московский особняк в стиле неоклассицизма, построенный в начале XX столетия

Фото: Александр Ефремов, Игорь Михалкович

Текст: Татьяна Константинова

После Октябрьской революции посольство Австрии получило для своего посла замечательный московский особняк в стиле неоклассицизма на пересечении Староконюшенного и Мертвого (теперь он называется Пречистенским) переулков. У этого старинного здания на Арбате - давняя история. Не менее увлекательная, чем история австрийской дипломатической миссии в России, которая некогда началась в северной столице - Петербурге В анналах истории немало любопытных фактов, связанных с посольством Австрии в России. Причем не только дипломатических, но и политических, литературных и даже амурных... В 1829 году граф Карл-Людвиг Фикельмон, австрийский посланник в Неаполе, получает назначение в Петербург. И вскоре его резиденция рядом с Летним садом становится самым блестящим салоном, где собирался едва ли не весь цвет русского общества.
Особым расположением графини Фикельмон (между прочим, внучка фельдмаршала Кутузова) - красавицы Долли - пользовался Пушкин...

В советское время, как известно, все посольства переместились в Москву. Резиденция посла Австрии, таким образом, оказалась на Арбате. В доме, который отстроил в начале ХХ столетия Николай Иванович Миндовский. Это представительское жилище русского промышленника отвечало последним веяниям тогдашней архитектурной моды и в то же время соответствовало представлениям хозяина о столичной дворянской усадьбе.
Возможно, именно это тогда, в 1905 году, и повлияло на выбор стиля. Несмотря на господствовавший тогда модерн, хозяин и зодчий решили обратиться к классицизму. Крыло здания, где размещается ротонда, архитектор определил как церемониальную - для праздничных приемов и прочих торжеств. Другую, большую часть, с фасадом, выходящим в Староконюшенный переулок, он сделал в два этажа, предполагая отвести ее домашней семейной жизни. Третий этаж был надстроен уже в советское время, по просьбе австрийской стороны. Особый интерес вызывает парадное крыло дома. Посетитель попадает в прихожую, из которой мраморная лестница в восемь ступеней ведет в холл, перекрытый парусным сводом, расписанным орнаментами и гротесками в древнеримском духе. Отсюда можно направиться сквозь стройные арки, чтобы снова выйти на улицу, или спуститься в зал, пройти в небольшую приемную, или пойти длинным коридором. С правой его стороны за монументальными колоннами - танцевальный зал, где обстановка очень лапидарна: рояль, немного мягкой мебели для отдыха и картины австрийских мастеров.
Большое зеркало, обрамленное классическим порталом с чудным барельефом, зрительно увеличивает размеры огромного зала. Точно такой же барельеф, но расположенный напротив, украшает вход в круглую гостиную (внутри ротонды), плафон которой расписан так же, как и холл, в "помпейском" стиле. Один из сотрудников посольства Георг Хайндл, страстный исследователь старины, нашел описание этой комнаты в... романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго": "С незапамятных времен елки у Свентицких устраивали по такому образцу. В десять, когда разъезжалась детвора, зажигали вторую для молодежи и взрослых, и веселились до утра. Более пожилые всю ночь резались в карты в трехстенной помпейской гостиной, которая была продолжением зала и отделялась от него тяжелою плотною занавесью на больших бронзовых кольцах...". Да, именно здесь отчаявшаяся Лара попыталась застрелить Комаровского.

Действительно, Пастернак бывал у прежнего владельца особняка Миндовского и позаимствовал понравившийся интерьер для своего романа. Об этом писатель лично поведал Отто Айзельсбергу, занимавшему в то время пост Полномочного представителя посольства Австрии.
Сейчас в этой должности пребывает г-н Георг Хайндл. Среди его открытий - довольно любопытная легенда подготовки знаменитого Пакта "Молотов - Риббентроп". Оказывается, Риббентроп останавливался в Староконюшенном переулке, поскольку после оккупации Австрии в 1938 году дипломатическую миссию в Москве отдали под гостевой дом немецкого посольства. Таким образом, под сводами "помпейской" ротонды, можно сказать, решалась судьба Восточной Европы. "Для меня большая честь жить в доме со столь значительным прошлым, - подчеркнул в беседе посол Австрии в России г-н Франц Седе. - В зале с колоннами мы устраиваем концерты классической музыки. Ведь мы живем в Вене, которая, как известно, символизирует само искусство музыки".

Сегодня в белом доме с зеленым куполом, как всегда, много проблем: г-н посол решает дела государственной важности, его супруга покупает картины русских художников, занимается благотворительностью. Сообща они готовят музыкальные вечера в зале с колоннами. Ну, а г-н Георг Хайндл в свободное от служебных обязанностей время изучает архивы и, вполне может быть, отыщет очередной миф из истории "помпейской" ротонды.

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости