Прочная мебель... из водорослей, тростника и бамбука

"Легкая и солнечная" плетеная мебель из тропических растений

Дата публикации: 01.02.2001

Текст: Людмила Кришталева

Журнал: N7 (52) 2001

Плетеная мебель такая легкая и солнечная, что на первый взгляд кажется непрочной и недолговечной. Но строгая наука археология, тем не менее, опровергает это напрасное заблуждение. В гробнице Тутанхамона, умершего в 1342 году до нашей эры, сохранились стулья, сундуки, корзины, плетенные из тростника.

В противовес своей кажущейся уязвимости, ротанг необычайно прочен, прекрасно переносит непогоду, перепады температуры и влажности, не трескается, не рассыхается. Бамбук же вообще считают подарком природы - сказочный материал. Из него делают солнечные шляпы и дома, оружие и ирригационные системы, музыкальные инструменты, лекарства и, конечно, мебель.

Существует множество видов растений, используемых для плетения. Они различаются по длине и ширине стебля, гибкости и цвету.
Итак, бамбук - гигантская трава, больше похожая на деревья; ротанг - тропическая лиана; обширная семья тростников, среди которых, в частности, манильская пенька абака, манао, индийский саравак; а кроме того, хорошо известная жителям средней полосы ива; и еще некоторые виды морских водорослей, раффия, асфодель... Ну, достаточно незнакомых слов, вернемся к истории.

Не только египетские фараоны умели оценить великолепные качества плетеной мебели. Именно ею Джордж Вашингтон обставил свой загородный дом. Ей же отдавали предпочтение французский король Луи Филипп, итальянский Витторио Эмануэль II, царица экрана Грета Гарбо.
Однако Европа сравнительно недавно приобщилась к драгоценным дарам тропической природы, хотя, конечно, ивовые короба, корзины, колыбели делали испокон веков. На кораблях колонисты привозили с собой массивную деревянную мебель. Но под действием влажного азиатского климата и насекомых громоздкие вещи скоро, буквально через несколько лет, рассыпались в труху. Тогда-то высокомерным завоевателям невольно пришлось подражать туземцам. И местные мастера стали выплетать незнакомые для себя предметы: стулья, кресла, ширмы, комоды, столы. Сначала в Старый Cвет попали вещи, а потом и сам материал. И завертелось, точнее, заплелось.
Ко второй половине XIX века плетеная мебель имела настолько сложный и богатый орнамент (завиточки, цветочки, арочки, веера), что XX веку ничего не оставалось, как полностью от него отказаться. На смену пришла революционная простота. Новое отношение к материалам для плетения помогли создать такие гении, как Ле Корбюзье, Ван Лоос. Кроме того, в 20-е годы чрезвычайно модными стали аэропланы. Для них понадобилась функциональная легкая мебель - сидения для пассажиров и пилотов. Лучше всего для этого подошла плетенка, попавшая, таким образом, и "на небеса".
После Второй мировой войны Европа отстраивалась быстро и дешево. Когда-то интерес к плетенке объяснялся экзотичностью, теперь же - ее невысокой стоимостью. В 1950 году открылся магазин La Rinascente ("Ренессанс"), хорошо известный всем, кто побывал в Милане. Так вот, среди продаваемой там мебели в основном была плетеная. Второй фактор успеха ротанга в 50-е годы, ставший основным в последующие годы, - это, конечно, итальянский дизайн. За проектирование плетеной мебели взялись звезды первой величины: Джо Коломбо, Марко Дзанузо, Тито Аньоли, Джо Понти, Марио Беллини. Их вещи удивительно органичны: формы словно продиктованы самой природой ротанга или тростника.
Вероятно, благодаря этому многие модели до сих пор остаются в производстве. Конкретнее? Пожалуйста. У компании PIERANTONIO BONACINA (прежде просто BONACINA, а теперь, помимо PIERANTONIO, есть еще и VITTORIO BONACINA) вы можете купить кресло Коломбо Nastro 1965 года, ничуть не утратившее своей свежести, или "ушастое" кресло Continuum Джо Понти 1962 года, шезлонг Тито Аньоли Р.3S 1962 года.

GERVASONI - еще одна важнейшая компания, чья продукция "творит историю" плетеной мебели. Здесь тоже очень активно работают с прекрасными дизайнерами - Паола Навоне, Мишель Содо, создавая неожиданные яркие вещи.
Вспомним хотя бы светильник в виде огромной бутыли или кегли, создающий волшебную атмосферу, "набрасывая" на стену своего рода сеть из теней, или новинку 2001 - вешалку в виде дерева. Помимо использования привычного ротанга, GERVASONI вводит в обращение "незаигранные" материалы, создающие моду на новые фактуры: водоросли, полоски сыромятной кожи, тигровое манао.

Время от времени к плетенке обращаются такие известные компании, как DRIADE, CAPPELLINI, LIGNE ROSET, GRANGE, HORM.
Вспомним гениальный S стул Тома Диксона (CAPPELLINI) или легкий, как росчерк пера, стул Рона Арада для DRIADE с металлическим остовом.

Плетеная мебель относится к разряду традиционной, а это слово порой ассоциируется с чем-то скучным и надоевшим. Но, к счастью, наш случай другой. И он доказывает, что нет несовременных материалов и устаревшей техники. Если есть фантазия, смелость и поиск.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Как изменился наш дом за 30 лет? Современные технологии, которые упрощают жизнь

#Спецпроекты

Приглашаем на 30-летие SALON-interior ANNIVERSARY AWARD 2024

Приглашаем вас на торжественное мероприятие по случаю нашего 30-летия 4 апреля 2024 года.

#Новости

Шикарное парадное пространство, уютные спальни и впечатляющие виды: квартира в Москве

Дизайнер Екатерина Федорченко оформила квартиру в современном жилом комплексе в центре столицы.

#Интерьер #Квартиры #Контемпорари #Москва

Оформляем стенд для выставки: рекомендации и лайфхаки от 5 дизайнеров

Важный аспект продвижения для любого профессионала — участие в профильных выставках. Ведущие дизайнеры и архитекторы делятся своим опытом и советами, как создать яркий, концептуальный, привлекающий внимание, стенд.

#Мнения