Вход

Проект "Тургенев"

загородный дом общей площадью 2000 м2 Гарольд Мосолов, Дмитрий Овчаров, Андрей Сапрыкин

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Данила Гуляев

Роспись: Юлия Похалецкая, Михаил Немцов, Борис Воскобойников, Савва Архипов

Архитектор-декоратор: Дмитрий Овчаров

Автор проекта: Гарольд Мосолов

Мозаика: Ольга Цветкова

Работы по металлу: Виктор Титоренко, Вячеслав Зибров

Декоративный артфрай: Марат Ка

Архитектор: Андрей Сапрыкин

Текстиль: Светлана Лукина

Дворянское гнездо - вожделенное жилище, эталон и своё всё для современного русского человека, живущего за городом. И если заказчик, желающий построить дом-усадьбу, вдохновляется литературным и историческим колоритом, то для исполнителя-архитектора такой проект становится ответственным экзаменом на знание истории архитектуры и умение пользоваться стилистическими средствами языка классической архитектуры Бурная история XX века оставила нам не много оригинальных образцов русской усадебной архитектуры. И если в Европе исторические палаццо и шато сохранились в гораздо большем количестве и до сих пор остаются в пользовании частных лиц, то в России сохранившиеся усадьбы и дворцы принадлежат государству и действуют уже в качестве музеев.


Перед архитектором Гарольдом Мосоловым и командой стояла сложная задача. Требовалось внутри большого, почти с дворцовым размахом построенного дома создать не просто интерьер в классическом стиле, а воссоздать такую атмосферу, как если бы с начала XIX века этот дом был обитаем. Представим, что со временем он органично изменялся и дожил до наших дней как жилой дом с несколькими культурными слоями, адекватный современным требованиям, но с бережно сохранённой атмосферой благородного прошлого.

Надо сказать, что для постройки именно такой размашистой усадьбы были все предпосылки. Дом находится не в тесном пригородном посёлке, а в центре большой, свободной от застройки территории, с лугами и лесом, именно усадьбы, а не участка. Первый этаж построен по классическому образцу: в центре большой холл, по обе стороны которого симметрично расположены анфилады комнат.
Представительская часть здания - это высокая, в два этажа, гостиная и холл с парадной лестницей, они производят впечатление дворца. Архитектор не стремился оформить все помещения в одном стиле, и это исторически оправданно, так как и в оригинальных усадьбах XIX века были "тематические" помещения, декорированные на определённую экзотическую тему, например китайскую. Опять-таки, задача архитектора и дизайнера в данном случае сложна: необходимо выдержать тонкую грань между стилизацией и эклектикой, не превратить интерьер в Диснейленд. Гарольд Мосолов и команда разработали концепцию, в рамках которой отдельные сдержанно-стилизованные помещения "нанизываются" на единый стилистический стержень - русский ампир. Поэтому гостиная в классическом стиле соседствует здесь с холлом в египетском стиле, а внутренняя часть величественной лестницы в центре здания представляет собой итальянский дворик, окнами выходящий в сад.


Стоит отметить вдохновенную и непростую работу архитектора со светом - естественным и искусственным. Расположение, размер окон в соотнесении с помещениями просчитаны так, чтобы создать игру света и ощущение открытости окружающей природе, благо пейзажи снаружи не испорчены огромными заборами и лишними строениями. А в цокольном этаже без окон создан внушительных размеров бар с бильярдной, и проблема освещения решена самым элегантным образом. Полностью залитый электрическим светом потолок имитирует атриум, открытый солнечным лучам. Кстати, настоящий атриум, или, точнее, купол, в доме тоже присутствует, и в ясную погоду солнце освещает весь монументальный лестничный проём.

Задаче создать не просто интерьер, а интерьер с историей, соответствует и главная спальня - хозяйская.
Архитектор предположил, что в начале XX века, в эпоху модерна, новое поколение владельцев дома решило обновить отдельные помещения в духе времени. Поэтому спальня владельцев дома в память гипотетических прабабушки и прадедушки оформлена в стиле ар деко. Мебель подбиралась не антикварная того периода, а современная, стилизованная, чтобы интерьер соответствовал духу нашего времени, не отдавал музеем.

Особой сложностью отличался подбор бытовой техники и электроники. Такой, которая не вносила бы в интерьер диссонанс ультрасовременным дизайном, но и не была бы чрезмерно застилизована. Поэтому автор решил остановиться на варианте сдержанного, функционального хай-тека, который своими рафинированными, почти прозрачными линиями деликатно внёс в обстановку современную, но не ломающую общий стиль тему.


Особый акцент данного интерьера - обилие тематической и сюжетной росписи, которая оживляет ампирную прохладцу и создаёт интересные визуальные эффекты. Например, роспись в баре-бильярдной изображает сцены скачек и задаёт общую английскую тему помещения.

Гарольд Мосолов:

"Мы старались создать в проекте атмосферу классической русской усадьбы, так чтобы этот дом не был похож на музей. Мы представили себе гипотетический исторический особняк, ампирное сооружение, построенное в XIX веке, но дожившее до наших дней и изменившееся за прошедшее время."

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости