Вход

Революционеры люкса

Бренды, которые изменили мир

Ведущий рубрики: Данила Гуляев

Первый четырехместный автомобиль назывался Mercedez, первая гидромассажная ванна - Jacuzzi, а мебель из гнутого дерева первой выпустила фабрика THONET. Отдельная тема этого номера - какую роль сыграли революционеры и первопроходцы люкса в истории человечества

Что уж скрывать - не всегда сразу и догадаешься, что красивое название на блестящей витрине, бирке или капоте - это не просто название, а фамилия человека или целого семейства. Наверное, только очень продвинутый в люксовой истории человек всегда знал, что Бентли, Бугатти и Майбах на самом деле были такие люди, а потом уже машины. Для многих это было приятным откровением в свое время. Но суть в том, что истории люксовых брендов - это буквально серия ЖЗЛ, да еще и de luxe edition. Замечательны эти люди, как правило, тем, что каждый из них устроил в своем деле революцию. Что такого сделал Луи Вюиттон, например? Он ведь не просто наладил производство и организовал продажи багажных сумок. Все интереснее - он сделал жизнь человека немного легче, создав в XIX веке революционно-удобный и красивый багаж - первый в мире плоский чемодан (до этого они были выпуклыми и, мягко говоря, некомпактными). Но главное тут даже не изобрести просто новую вещь, а показать новый формат - что-то, без чего человек жить не может, но еще об этом не знает. Возьмем совсем привычную и бытовейшую из бытовых вещь - стиральную машину. Кажется, что она была всегда, но и тут не обошлось без громких фамилий. Карл Миле в 1900 придумал переделать механические маслобойки, которые выпускались его компанией MIELE&CIE, в стиральные машины и этим оказал человечеству реально неоценимую услугу. (Есть, кстати, дивная история: когда эти машинки появились в России, наши люди стали переделывать их в маслобойки.)

Впрочем, совсем не обязательно основателю компании что-то изобретать самому, ведь главное - встретить того гения, который готов осчастливить человечество, но не имеет доступа к производству. Так произошло с зажигалками. До 1920-х годов они были достаточно громоздкими и неудобными, и воспользоваться ими можно было только при помощи обеих рук - одной держать, второй вращать колесико. А легкую и удобную зажигалку современного формата спроектировали английские инженеры Фредерик Чарльз Уайз и Уилли Гринвуд. Один из них на войне лишился руки и придумал зажигалку, которую можно зажечь одной рукой. А потом друзья решили обратиться в табачный магазин Альфреда Данхилла, распложенный напротив их мастерской. Данхиллу хватило авантюризма и прозорливости, и его компания выпустила в продажу эталонную для последних 100 лет зажигалку Unique. Эта трогательная история типична для высоких маркетинговых свершений. Истории революционных брендов чаще всего очень человечные, а иногда и драматические. Ванны JACUZZI - тому пример. Чтобы делать гидромассаж сыну, страдавшему от артрита, Кандидо Джакузи придумал оснастить ванну насосами, которые его компания выпускала для авиации. А потом уже разработал технологию подключения потоков воздуха к ванне и организовал производство первых в мире гидромассажных ванн.

История революционных брендов связана не только с драмами, но и с чудесами, чуть ли не с преодолением законов физического мира. Так, двести с лишним лет назад швейцарский часовщик Абрахам-Луи Бреге победил земное притяжение. Он изобрел тот самый турбийон - механизм, который компенсирует погрешность хода часов, возникающую из-за земного притяжения. Это была тихая, как часы, люксовая революция - турбийоны до сих пор остаются одним из главных часовых фетишей.

Еще одно чудо техники - персональный компьютер. История его появления совсем не проста, за ней стоит целая индустрия. Какой компьютер стал первым персональным, а главное, не был размером с комнату - вопрос сложный. Но для повседневной жизни важнее то, кто сделал компьютер таким, каким он является сейчас, - простым в использовании. Сделала это компания APPLE. В конце 1970-х два тогда еще неудачника, по уши в долгах, Стив Джобс и Стив Возняк разработали то, что сейчас называется пользовательским интерфейсом и делает компьютер доступным и детям, и бабушкам. И, более того, Стивы придумали совсем уж гениальную в своей простоте штуку - компьютерную мышку. Так APPLE стала эталоном революционного бренда, от которого ждут новых чудес.

Сегодня многие бренды уже осознанно стремятся быть революционными - не по любви, а по расчету. Но люксовые революции остаются особенными, потому что без личной искорки тут сложно обойтись, маркетинг не заменит харизмы. Яркий пример - основатель фабрики BULTHAUP Мартин Бультхауп и его сын Герд - люди, одержимые кухнями. У них была высокая немецкая мечта - сделать безупречную Küche. Для этого они совместно с дизайнером Отлом Айхером сформулировали новую, революционную философию кухни. Главные принципы этой философии воплотились в system 20. Эти стальные столы и тумбы сделаны без каких-либо прикрас, прямо как оборудование пищекомбината. И сама кухня устроена как рабочее место - верстак со столешницей, встроенной мойкой и варочной панелью. Вокруг верстака - разделочные блоки-тумбы на колесиках и узкие шкафы-колонны. Но парадокс и обаяние system 20 в том, что эта кухня вписывается в любой интерьер как родная - ее простота уместна и в барочном особняке, и в минималистской студии. А новая система b3 от BULTHAUP - это кухня, которая буквально парит в воздухе, потому что все шкафы и столы не стоят на полу, а висят на стене. Опять же это стало революцией, причем не только в дизайне кухонь, но и в подходе к интерьеру вообще. Ведь идея-то потрясающая - перенести все с пола на стены, чтобы освободить пространство.

Революции в дизайне уже 50 лет делают итальянские промышленники-авантюристы. Это такой особый формат мебельной фабрики, который в 1960-е годы революционным образом создали Пьеро Буснелли (B&B ITALIA) и Цезаре Кассина (CASSINA). Непонятно даже, кем они были в первую очередь - промышленниками или авантюристами. Но факт, что они основали компанию C&B Italia и позволили таким дизайнерам, как Гаэтано Пеше и Марио Беллини, выпускать совершенно возмутительные вещи. До этого дизайн был очень правильный - мебель сплошь функциональная и серьезная. А тут появляется кресло Donna от Гаэтано Пеше - этакий футбольный мяч с пышными женскими формами (по версии Пеше, это богиня плодородия). Самое потрясающее происходит, когда в это надувное кресло закачивают воздух и "богиня плодородия" медленно оживает и увеличивается в формах - так покупка мебели была превращена в шоу. Пеше и Беллини предложили дизайн волнующий и вызывающий, этакие игрушки для взрослых, на что Буснелли и Кассина сказали "берем". И взялись за это на полном серьезе, с привлечением новейших технологий и разработкой инновационных материалов, без которых дизайнерские безумства не выпустишь. В наши дни это самый успешный и креативный способ производства дизайнерских предметов, когда фабрика и дизайнер-звезда работают в почти любовном тандеме, по схеме "меценат-художник". Самая яркая тому иллюстрация - фабрика EDRA, каждая коллекция которой - это мебель, какой мы ее еще не знали. Руководит брендом Массимо Мороцци - в 1960-е он входил в группу радикальных дизайнеров Archizoom. Радикализма ему хватает и сейчас - EDRA прославилась креслами, сделанными полностью из гнутой проволоки и пластиковых трубок, столом, на котором выложена зеркальная схема столицы Бразилии, и, конечно же

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости