Семь принципов создания интерьера

квартира общей площадью 208 м2 Константин Вернигор

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Анастасия Смолина

Архитектор: Константин Вернигор

Строитель: Андрей Туровский

Журнал: N7 (30) 1999

Просто удивительно, насколько по-разному архитекторы определяют для себя, что же такое, собственно говоря, архитектура. Для одних это вид искусства, важная составляющая духовной культуры; другие более склонны обращать внимание на стиль и особенности отдельной постройки; наконец, третьим ближе всего понимание архитектуры как науки о возведении зданий Архитектор Константин Вернигор - как раз из третьей категории. Он видит в архитектуре точную науку - со своими теоремами, аксиомами и формулами. Здесь не место случайностям, весь процесс закономерен, обоснован многочисленными факторами. И поэтому даже сам подход архитектора к работе сродни научному исследованию. Сегодня мы попытаемся описать интерьер, созданный К. Вернигором, пользуясь его собственной терминологией - немного суховатой, но предельно точно характеризующей стадии работы над пространством.
По мнению архитектора, интерьер - очень академичная (вне зависимости от "навороченности" дизайна) вещь. И академизм должен закладываться изначально - в подходе к проекту, в решениях, в ощущениях от самой архитектуры. Первым этапом работы всегда становится перепланировка. Вначале это приблизительное разделение пространства на зоны, затем планы уточняются, прорабатываются отдельные элементы. Заметим, что речь идет о немалых сроках, около двух месяцев уходит лишь на поиск единственно подходящей концепции. В данном случае завершение планировочного этапа работы совпало с приобретением заказчиками второго этажа квартиры.
Значительное увеличение площади не изменило уже сложившуюся концепцию интерьера. Было решено просто "перенести" ее основные характеристики на другой этаж, не нарушая целостность стилевой цепочки.

А теперь давайте посмотрим, как воплотились в получившейся квартире формулируемые Константином Вернигором семь принципов создания интерьера.

Принцип архитектурного настроения

В его основу заложена идея "многоликого" интерьера. Иными словами, находясь в одних и тех же помещениях, вы днем полноценно наслаждаетесь красотой естественного света, а вечером с не меньшим удовольствием наблюдаете приглушенные неоновые "огни".

Для Константина Вернигора свет - средство, с помощью которого выявляется архитектура, усиливаются ее выигрышные фрагменты и, наоборот, затушевываются проигрышные. Именно в этом направлении "работает" структура гостевой половины, включающей гостиную, столовую и кухню. Причем широкое использование неона нельзя назвать только вариантом освещения.
Цель ставилась иная: создать с помощью неонового "свечения" необычную, завораживающе-интимную атмосферу, сменяющую дневную "правду жизни".

Принцип точки

Когда сформулирована основная идея интерьера и найдены его возможные настроения, архитектор "берется за карандаш". На этом этапе работы, по мнению Константина Вернигора, важно нахождение на плане квартиры смысловой точки. Имеется в виду некая точка, в которой сконцентрирована философия окружающего пространства и из которой берет свое начало его концептуальное развитие. В нашем случае смысловая точка - центр столовой. Это и есть то композиционное ядро, вокруг которого начинает разворачиваться действо.

Принцип независимого объема

Далее пространство начинает детально прорабатываться, наполняться. Легкая архитектура столовой зоны состоит из очень простых элементов, которые "держат" композицию. Тонкие деревянные вертикали вокруг обеденного стола выделяют непосредственно столовую.
Они исключают "студийное" восприятие помещения, очерчивая маленький уютный уголок. Со стороны центрального холла столовую частично прикрывает сквозная полукруглая перегородка, образуя совершенно отдельный, насыщенный деталями фрагмент. В терминологии Вернигора это независимый объем, формирующий среду вокруг себя. Идея независимого объема в том, что он необходим для любого интерьера как концептуальный стержень, однако его индивидуальность не нуждается в интерьере и может существовать обособленно.

Принцип эксперимента

Говоря об узнаваемом почерке архитектора, мы часто подразумеваем повторяющиеся из интерьера в интерьер детали или способы работы с материалом, характерные линии или "фирменные" цветовые сочетания. Безусловно, для художника важно найти свой стиль, но иногда это застывшее постоянство оказывает плохое влияние на творчество. Избежать такой участи можно благодаря неустанному экспериментированию, разумно сочетающемуся с любимыми и испытанными приемами. В данном случае местом эксперимента стал коридор второго этажа.
Взятая за основу традиционная классическая тема преобразовалась здесь, по выражению архитектора, в анфиладу новой волны. Подобные опыты чрезвычайно индивидуализируют интерьер, делают его живым и запоминающимся.

Принцип линий движения

Несколько особняком стоят принципы "двигательные" (или "динамические"). Наиболее полно панорама закрученного пространства раскрывается из центрального холла. Он подан как экспозиционное помещение, в недалеком будущем здесь предполагается разместить мини-музей. Холл не находится в геометрическом центре квартиры, его роль - центр движения. Что касается собственно линий движения, то они представляют собой разветвленный лабиринт "тропинок". Кроме того, имеются две важнейшие оси - параллельные коридоры по обе стороны гостиной. Разнообразные варианты передвижения по квартире продумывались внимательно и детально, в результате хозяевам и гостям обеспечен максимальный комфорт.

Принцип акцентов

Акценты, равномерно распределенные в интерьере, обязательны и, что самое главное, функционально оправданы. Небольшая ниша, фрагмент стены или угол - все это продумывается с особым вниманием. Сильный акцентный прием - световая режиссура. На ее разработку уходит не меньше времени и сил, чем на проектный этап работы. В зависимости от планировки выбирается тип освещения, подсветка, продумываются эффекты, создаваемые бликами и тенями. Еще одну очевидную акцентную возможность дает подбор цветовой гаммы.

Принцип Зеро

Ноль - это пустота и начало начал одновременно, самостоятельная философская величина, в разных своих проявлениях присутствующая в каждом интерьере. Одно из таких проявлений - круглая замкнутая форма, которая рождает бесконечные вариации и образы.

Принцип Зеро угадывается в динамичном рисунке потолка. Простые геометрические элементы наслаиваются друг на друга, сливаясь в замысловатую и сложную конструкцию. Взятый за основу круг трансформируется, превращаясь в целую символическую "схему" потолка. Расшифровка этой схемы потребовалf бы долгих рассуждений на совершенно иные темы. Поэтому именно здесь мы поставим логическую точку и подведем краткий итог всему вышесказанному. По мере профессионального роста и расширения опыта автора этой системы число принципов неизбежно будет увеличиваться. В результате Константин Вернигор получит формулу, которая поможет решать архитектурные задачи, исключая абсурд в работе, и укажет верный путь к высокому профессиональному результату.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Как изменился наш дом за 30 лет? Современные технологии, которые упрощают жизнь

#Спецпроекты

Приглашаем на 30-летие SALON-interior ANNIVERSARY AWARD 2024

Приглашаем вас на торжественное мероприятие по случаю нашего 30-летия 4 апреля 2024 года.

#Новости

Эти приемы в дизайне прихожей больше не актуальны: 5 мнений дизайнеров

Глазок у входной двери, шкафы до потолка, плитка в грязной зоне и другие ошибки в дизайне прихожей.

#Интерьер #Прихожие и холлы

Шикарное парадное пространство, уютные спальни и впечатляющие виды: квартира в Москве

Дизайнер Екатерина Федорченко оформила квартиру в современном жилом комплексе в центре столицы.

#Интерьер #Квартиры #Контемпорари #Москва