В пролете

Лестницы в классических и современных интерьерах

Дата публикации: 26.11.2007

Ведущая рубрики: Елена Ефремова

Журнал: N9 (120) 2007

Наша жизнь стремительно набирает обороты, а окружающая нас среда - этажи. Наслаждаться своим растущим положением в современной жизни нам помогают отличные виды из окон, скоростные лифты и прекрасные лестницы

Лестница была изобретена человеком немногим раньше колеса. И это простое, но незаменимое сооружение тысячелетиями служило человеку верой и правдой, позволяя ему достигать все новых высот. Неудивительно, что со временем у склонного к метафорам человечества лестница стала символом успеха. Вспомним лестницу карьерную или главную героиню светской стороны кинофестивалей и показов мод. Даже олимпийский пьедестал - это тоже ступени. В архитектуре высотных зданий с ролью парадных лестниц справляются лифты. А в частных особняках лестница продолжает оставаться основным показателем статуса дома.

Лестница может быть расположена в центре холла либо рядом с входной дверью или входом в главную гостиную. Лестничные пролеты и площадки - традиционные места для декорирования. Классические лестницы украшают витражами, картинами, скульптурами, антикварной мебелью. Также важно правильно подобрать освещение. Красивы лестницы, залитые дневным светом, поэтому окна здесь не редкость. В прошлом в Европе было распространено освещение лестниц через крышу. Особенно эффектно светотеневой рисунок смотрится на лестницах современных.

Лестница - это важный архитектурный элемент, который помимо визуальной эффектности должен иметь точно просчитанную конструкцию, быть безопасным и комфортным (по крутым лестницам или по слишком широким ступеням ходить неудобно). Архитекторы и дизайнеры знают, что совершенная с точки зрения конструкции лестница, как правило, красива и гармонична.

Ни один из архитектурных элементов не обладает таким разнообразием, ведь для индивидуальных проектов лестницы "кроятся", как костюм у портного, точно по мерке. Каждому дому - свой стиль, свои ширина и высота. А многообразие кованых решеток, форм балясин и перил позволяет каждой лестнице стать неповторимой.

В домах, спроектированных в классическом стиле, лестница смотрится как произведение искусства. В современных - как артобъект. Главный марш, ведущий от центрального холла или вестибюля до второго этажа, традиционно имеет наиболее сложное художественное оформление. А чем выше в доме находится лестница, тем более простой она становится. Самые же простые и неприхотливые ведут вверх, на чердак, и вниз, в подвал. Большой дом, как правило, не обходится одной лестницей: помимо парадной есть еще второстепенные; они, как и черные ходы, используются для хозяйственных нужд.

Для изготовления лестниц нет табуированных материалов. Причем каждый материал диктует характерную только для него конструкцию - в этом-то и кроется секрет многообразия, выразительности форм и обаяния лестниц. Веревочные, деревянные, каменные, металлические, железобетонные, пластиковые… В истории архитектуры у каждой был свой звездный час. Но и сейчас они не вышли из моды и могут привнести в интерьер и стиль, и характер - неважно, будете вы следовать каноническим приемам оформления или же авангардным.

Архитектор Наталья Гальперина:
Эта круглая лестница была придумана нами, чтобы максимально смягчить ощущения от жесткой геометрии стен дома, выполненных из бруса. А также поддержать современный стиль, избежать эффекта избушки, который часто возникает в интерьерах деревянных домов. Сделать это удалось с помощью больших светлых плоскостей. Так, например, перила лестницы образуют монолитную пластичную спираль. Они покрыты светлым лаком и оттеняют фактуру и цвет дерева. Мраморный пол в холле тоже работает на эту идею. На нем в технике флорентийской мозаики изображены крупные деревья. Конструктивно же лестница выполнена как отдельный, независимый объект, при необходимости ее можно корректировать.

Архитектор Юлия Вишнепольская:
Лестница расположена в прихожей, где свободного места немного, и нашей главной задачей было спроектировать такую лестницу, которая бы не загромождала и без того небольшое пространство. Поэтому мы сделали ее легкой. Тонкие перила свободно скользят вдоль нее и кажутся самостоятельными элементами. А несущими являются два тонких боковых косоура. Для того чтобы лестница была удобной в использовании, мы разработали конструкцию в виде широкого пологого винта с максимально возможным в этих условиях радиусом. А правильный расчет делает подобные лестницы безопасными.

Архитектор Илья Шульгин:
Главной планировочной особенностью квартиры является то, что она двухуровневая. Проектируя ее, мы решили, что этот факт должен отразиться в дизайне, и именно лестницу сделали главным и самым ярким объектом. Нам надо было выдумать что-нибудь из ряда вон выходящее, с чего мог бы начаться интерьер этой квартиры. Таким образом появились свисающий сверху "трап", отделанный африканским венге, и отдельно стоящий под ним объект в виде ступеней. Он выполнен из латуни, которая со временем потемнеет, но лестница в целом от этого только выиграет - приобретет антикварный вид.

Архитектор Андрей Шмонькин:
Это не лестница - это скульптура, расположенная в центре квартиры. Скульптура, по которой можно подниматься на второй этаж. Перила, необходимые для безопасного передвижения, нарочито тонкие, дабы не закрывать обзор. Дело в том, что эта квартира с большими окнами, и мне важно было сохранить эффект прозрачности, чтобы с лестницы можно было видеть весь город и чтобы сквозь нее легко проходил дневной свет. А тонкие черные вертикали перил создают особый ритм, подчеркивая пластику лестничного винта.

Архитектор Нана Геташвили:
Лестница - центральный элемент в доме, а этот дом выполнен в стиле ар нуво. Поэтому в оформлении лестницы в полной мере использованы все декоративные приемы, свойственные этому стилю. Здесь и традиционные для него перетекания форм, и необычная пластика, когда замысловатым линиям витражного рисунка вторит рисунок решетки перил, а гипсовые элементы в отделке стен и потолка упруго сплетаются, точно обрамляют собой все лестничное пространство. И, на мой взгляд, главной задачей здесь было создать цельную композицию, где границы между элементами сложно определить. Лестница как будто врастает в стены дома.

Архитектор Татьяна Миронова:
Эта лестница задумывалась как яркая представительница ар нуво, но во время строительства заказчик изменил свое решение и убедил нас сделать интерьер в классическом дворцовом стиле. Поэтому в линиях парадной лестницы сохранилась пластика, свойственная ар нуво, при этом отделка и детали скорее в барочном стиле. Подобная эклектичность стала своеобразием этой лестницы, ее изюминкой. Белые каменные ступени контрастируют с черной кованой решеткой, нежный цвет стен задает основной тон, а позолоченные элементы привносят необходимую в этом случае торжественность.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Об этом редко задумываются: как создать атмосферу с помощью аромата?

Дополнить интерьер, создать настроение и задать тон всему дню — этого можно добиться, подобрав правильный аромат для дома. Как, с помощью чего и какие запахи выбрать — разбираемся в статье.

#Интерьер

Как изменился наш дом за 30 лет? Современные технологии, которые упрощают жизнь

#Спецпроекты

Концептуальный минималистский интерьер с отсылками к классике: квартира в Минске для IT-специалиста

Интерьер, созданный Михаилом Курносовым, уникальный во всех смыслах. Второго такого не найти — специально для этого проекта дизайнер разработал практически все предметы обстановки.

#Интерьер #Квартиры #Минимализм #Беларусь

Как прошла «АРТ МОСКВА»: история искусства без границ

В Гостином дворе на Ильинке завершила свою работу 21-ая ярмарка классического, современного и ювелирного искусства «АРТ МОСКВА», которая побила рекорды по числу спецпроектов. 

#Новости