Вокруг зеркального куба

московская квартира общей площадью 82 м2 Алексей Розенберг, Петр Костелов

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Андрей Цуканов

Архитектор: Алексей Розенберг, Петр Костелов

Журнал: N1 (6) 1996

Когда мы вошли в это помещение, перво-наперво спросили: это что, офис, что ли, такой? На что хозяин сообщил, что это, вообще говоря, его квартира, - и бросил выразительный взгляд в сторону своих друзей-архитекторов. Мы несколько смутились и пробормотали что-то про обманчивость первого впечатления. Дескать, наверное, здесь еще не все доделано. После чего были великодушно прощены и приглашены выпить чаю за столом, который длинным языком "высовывался" из кухни в гостиную. Позади дивана высился огромный куб зеркально-черного стекла. Он казался мостовой опорой для лишенного традиционных межкомнатных перегородок потолка А ведь когда-то это была обычная трехкомнатная квартира в доме на набережной Москвы-реки. И коридоры занимали там двадцать восемь метров - из восьмидесяти. Теперь нет ни коридоров, ни трех положенных комнат.
Архитекторы поступили радикально - они очистили всю квартиру от перегородок и в огромной зале с пятью большими окнами начали заново формировать интерьер. Учитывалось, что заказчик, по профессии кинооператор, - человек творческий и, хотя и будучи несколько замкнут, активно общается со своими коллегами по работе. Да и друзья всегда не прочь собраться и устроить вечеринку. Поэтому центром и средоточием квартиры стала гостиная, или лучше сказать - студия.
Во всем интерьере только студия обладает многофункциональными свойствами. В ней можно обедать и ужинать, принимать гостей, устраивать вечеринки или вести деловой разговор, можно просто отдыхать, читать или спать. Произвела впечатление длиннейшая, тянущаяся вдоль всей стены деревянная скамья, чем-то неуловимо напоминающая о пиршественных залах Древней Греции. Даже пробковые дверцы, превращающие эту скамью в хранилище разного рода необходимых вещей, напоминают своим узором античную мозаику. Как бы защищая саму идею жилища творческого человека, архитекторы предусмотрели все, чтобы в дальнейшем не было недостатка в шкафах, гардеробах или комодах. Везде, где это только возможно, внизу стен встроены небольшие хранилища для вещей. Один требовательный посетитель даже заметил, окинув взором все это хозяйство, что он терпеть не может летать в самолетах.

Ну да мы не столь впечатлительны, а потому, ступив на выложенный рыжеватой кафельной плиткой пол студии, не торопясь, осмотримся кругом.
Первое, что бросается в глаза, - все тот же загадочный зеркально-черный куб. С одной его стороны находится таинственный узкий проход, ведущий, как выяснилось, на кухню. С другой - вышеупомянутый стол, который одним своим концом-языком выступает в помещение, предназначенное для всеобщих тусовок, другим же концом уходит в кухню. Кухня поднята относительно гостиной на подиум, так что хозяин и за стойкой бара, и даже стоя за плитой, оказывается буквально на высоте положения и может несколько свысока наблюдать за всем, что происходит внизу в студии, или просто смотреть телевизор, который тоже находится в гостиной.

Положение стола, соединяющего гостиную и кухню, само по себе весьма оригинально. Та его часть, что расположена над подиумом, предназначена для предпочитающих сидеть по-турецки и любителей возлежать во время трапезы. "Гостевая" часть стола - для людей с косной европейской привычкой сидеть на стуле.
Кухня оборудована по минимуму - все необходимое для приготовления пищи да стоечка для спешного утреннего завтрака. От старой доброй московской кухни, почитай, ничего и не осталось. Впрочем, ее, вероятно, сможет заменить все тот же стол: за ним можно и посидеть, и покурить, и полежать - и все это почти на кухне. И еще. Сидя за этим столом, мы вдруг заметили совершенно уникальное сооружение. Грандиозная гостевая скамья под миниатюрной деревянной аркой плавно переходила в квадратный деревянный помост, или лежанку, или диван в библиотеке какого-нибудь падишаха.
Да это и оказалась миниатюрная библиотечка, вписанная в интерьер гостиной-студии.

Стол, скамья, библиотека и таинственный черный куб - вот четыре краеугольных камня гостиной творческого человека. Но это еще не все. Будь он хоть трижды творческий, но нужно же ему где-то спать, а случись, так и работать! Тут бы и пригодились отдельные комнаты, да ведь их уже не вернешь. Однако архитекторы еще на стадии проекта предвидели связанные с этим сложности. Они во всем блеске применили здесь принцип построения форм в форме: соорудили спальню и кабинет, подняв их, как и кухню, на подиум.

Это два пробковых пенала, полы которых подняты почти на метр относительно уровня гостиной, то есть на уровень подоконников. Двойные звукоизолирующие стены. Раздвижные перегородки, позволяющие трансформировать интерьер, то превращая эти помещения в единое целое, то полностью изолируя их друг от друга. В спальню и в кабинет можно попасть как из гостиной, так и прямо из небольшой, тоже обшитой пробкой прихожей.
Очень понравилась спальня - этакая крепость приватной жизни, возвышающаяся над разгульной и, быть может, чересчур демократичной гостиной. С двумя задвигающимися наглухо дверьми, даже с двумя своеобразными амбразурами в виде крошечных окошек, позволяющих при желании наблюдать за происходящим в гостиной и прихожей. Единственное, кажется, чего не хватает, - чтобы ступеньки были подъемными: уж тогда хозяин наверняка сможет выдержать любую гостевую осаду.
Внутреннее устройство предельно просто - практически все пространство напротив окна занимает находящийся на его уровне паркетный уступ, на который стелется большой матрац. Потолок в спальне зеркальный.

А вот кабинет вызвал некоторые сомнения. Расположенный на том же уровне, что и спальня, он производит впечатление комнаты с очень низким потолком. Как бы зажатый в углу квартиры, он имеет только одну дверь, выводящую либо в маленькую спальню, либо в крохотный коридорчик, ведущий в прихожую, да еще "прижат" к потолку. Находящегося в нем человека не покидает ощущение зажатости и стесненности. Нет, даже высказанная кем-то из собеседников идея со временем превратить кабинет в детскую не вызвала у нас большого энтузиазма.

В практическом отношении очень интересна идея сэкономить площади за счет создания большого количества встроенных шкафов.
Они размещены и в гостевой скамье, и в огромной "авиаантресоли", проходящей через всю гостиную, и в полу спальни и кабинета, и наконец - в прихожей. Стены в прихожей, спальне и кабинете облицованы пробкой. Это неожиданное решение обеспечивает отличную звукоизоляцию приватному миру творческой личности. В то же время пробковое дерево как материал создает атмосферу близкого к природе, высокоэкологичного жилья. Все стены и потолки обшиты древесно-стружечными плитами, также очень хорошим звуко- и теплоизолятором.

Но мы все-таки гости в этой квартире. Нас постоянно тянет вернуться в гостеприимную студию-гостиную, где не смущают никакие домашние секреты хозяина, ибо они подняты на другой, как говорится, более высокий уровень. Здесь же, в студии, все понятно и просто - разве только кроме одного: что же все-таки вмещает в себя этот таинственный черный зеркальный куб, судя по всему, являющийся неотъемлемой частью интерьера. Да то и вмещает, что хотя бы иногда, но все же требуется гостям.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Как изменился наш дом за 30 лет? Современные технологии, которые упрощают жизнь

#Спецпроекты

Приглашаем на 30-летие SALON-interior ANNIVERSARY AWARD 2024

Приглашаем вас на торжественное мероприятие по случаю нашего 30-летия 4 апреля 2024 года.

#Новости

Эти приемы в дизайне прихожей больше не актуальны: 5 мнений дизайнеров

Глазок у входной двери, шкафы до потолка, плитка в грязной зоне и другие ошибки в дизайне прихожей.

#Интерьер #Прихожие и холлы

Шикарное парадное пространство, уютные спальни и впечатляющие виды: квартира в Москве

Дизайнер Екатерина Федорченко оформила квартиру в современном жилом комплексе в центре столицы.

#Интерьер #Квартиры #Контемпорари #Москва