Задание на дом

Осенняя сессия выставки Maison&Objet 2008. Альфа и омега актуального интерьерного искусства

Дата публикации: 05.11.2008

Фото: Дмитрий Лившиц

Текст: Ольга Короткова

Журнал: N11 (133) 2008

Maison&Objet - очень красивая выставка. Вероятно, самая красивая в мире среди тех, которые посвящены теме "Все для дома". Она проходит дважды в год в Париже - в январе и в сентябре. Нынешняя сентябрьская была двадцатой по счету…

Главным (обманчивым - предупредим, забегая вперед) впечатлением выставки на протяжении четырех рабочих дней было то, что европейская интерьерная общественность не предложила ничего нового. Казалось, что тысячи квадратных метров недешевых выставочных площадей собраны и по-французски тщательно украшены с одной педагогической целью - повторить все то, что в декоративной моде вращается и муссируется последние два года. Напомним основные темы. Во-первых, это "жесткий" Прованс (все либо очень сильно состаренное, либо очень точно воспроизведенное - копии вещей XVII, XVIII, XIX веков). Во-вторых, это толерантная ко всему эклектика - условно-современный стиль, в который можно по желанию и по вкусу добавить несколько вещей совсем из другой "деревни"; и тут свобода выбора пугает своей неограниченной географией и историей. В качестве инородных явлений могут выступать и кресло в стиле любого из Людовиков (причем крытое, например, какой-нибудь дикой шкурой или разрисованное чем-нибудь не менее диким - костями, скелетами рыб, карточными тузами), и кусок резного дерева, найденный в индийском или любом другом туземно-азиатском ауле или в лавке старьевщика в квартале Марэ (обе версии равно возможны). По ходу заметим, что эти две тенденции по-прежнему являются ведущими и забывать о них не стоит.

Отметив эти альфу и омегу актуального интерьерного искусства (Прованс и современную эклектику), далее глаз начинает различать в знакомых стилях новые черты. По уже привычной канве прописаны новые смыслы, сделаны новые заявления, пришиты новые "ярлыки". Наконец-то больше нет гламура. Это серьезное событие в интерьерном мире, его ждали, и как раз примерно к осени. Более того, заметно было, что больше нет ни слова о роскоши - так звучит последний манифест парижской осени. Вернее, слово "роскошь" часто звучало, но наполнено оно было новым содержанием. То есть акценты появились другие.

Роскошь стремится стать все более элитарным понятием. Куда уж элитарнее, скажете вы, и совершенно напрасно. В идеале к классу роскошных предметов имеет право принадлежать только то, что создано, как в природе, в единственном и неповторимом виде. Ведь там, где повторяемость, там массмаркет и неэксклюзив. Поэтому роскошь в конце первого десятилетия XXI века становится иной. Речь идет уже не столько о блеске и лаке, сколько о неповторимом рисунке экзотической древесины, которой несколько сотен лет, об уникальном "орнаменте" кожи питона, о единственном в мире узоре камня со дна океана - минерала, которому миллионы лет…

Умные производители срочно налаживают связи с индонезийскими пильщиками леса и мексиканскими ловцами экзотических зверей. Акрилового лака или натуральных смол, которых раньше было достаточно для отделки дорогой красивой вещи, теперь совсем недостаточно. Нам встретились на выставке комоды, целиком отделанные муранским стеклом и жемчугом, и комоды и зеркала, облицованные настоящими крупными морскими раковинами… В этом обилии природно-ориентированной роскоши была несомненная новизна… Мы с вами встречали эти явления и раньше, но чтобы в таком количестве и качестве! Никогда. И еще одно, почти политическое наблюдение.

Европу можно понять в том, что ностальгия по колониальной стилистике преследует ее уже не в первом и не во втором поколении. Империй давно нет, а память осталась… Например, о родственниках, привозивших из Алжира диковинные предметы с диковинными запахами и странным назначением. Колониальная тема постепенно стала называться с подачи дизайнеров и журналистов этническим стилем и получила легитимность и романтический флер. Этнический шик (так трактуется колониальная тема в Париже) на сентябрьской Maison&Objet занимал центральное место. Такое количество этнически ориентированной продукции трудно увидеть где-нибудь еще в метрополии. Ни одна из ведущих марок не осталась в стороне, все выпустили хотя бы пару-тройку "чужих" вещей. Понимать и комментировать повальное увлечение эстетикой и идеологией этники в дизайне не обязательно. Главное - понять, что эта мода продержится в интерьерном дизайне минимум два года.

Для любителей спокойной традиционной стилистики (без примеси колониальности и прочей богемности) тоже есть свои новости. Глубокий теплый серый цвет самый модный и комфортный. Безупречен как фоновый для любого помещения. Идеально дополнить его цветом лаванды (обивка мягкой мебели, текстиль), мяты (крупные и мелкие аксессуары) и оттенками желтого (живые цветы, например).

Заметно, что европейские декораторы, дизайнеры и производители наметили путь к экологическому дизайну, понятому ими как призыв к новой роскоши и newfarm life - "новой фермерской жизни". Мы же, отечественные покупатели, процеживаем эти манифесты и получаем чистый сок. Если европейцы устали от буржуазных трендов, то мы как раз вольны выбирать среди огромного разнообразия возможностей. Продумывая дизайн своего дома, мы сделаем свой выбор. Выставка - об этом.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Об этом редко задумываются: как создать атмосферу с помощью аромата?

Дополнить интерьер, создать настроение и задать тон всему дню — этого можно добиться, подобрав правильный аромат для дома. Как, с помощью чего и какие запахи выбрать — разбираемся в статье.

#Интерьер

Как изменился наш дом за 30 лет? Современные технологии, которые упрощают жизнь

#Спецпроекты

Концептуальный минималистский интерьер с отсылками к классике: квартира в Минске для IT-специалиста

Интерьер, созданный Михаилом Курносовым, уникальный во всех смыслах. Второго такого не найти — специально для этого проекта дизайнер разработал практически все предметы обстановки.

#Интерьер #Квартиры #Минимализм #Беларусь

Как прошла «АРТ МОСКВА»: история искусства без границ

В Гостином дворе на Ильинке завершила свою работу 21-ая ярмарка классического, современного и ювелирного искусства «АРТ МОСКВА», которая побила рекорды по числу спецпроектов. 

#Новости