Вход

Буржуазный минимализм

трехуровневый частный дом (450 м2) в Подмосковье А. Бородавченко, А. Гончарова, В. Варганов, М. Заславский, С. Ачкасов

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ольга Вологдина

Координатор проекта: Александр Журавлев

Архитектор: Сергей Ачкасов, Владимир Варганов, Михаил Заславский, Анна Гончарова, Александр Бородавченко

Строитель: Владимир Радишевский

История этого объекта необычна. Первоначально дом предназначался для одного хозяина. Строительные и отделочные работы были завершены, оставалось завезти мебель, как вдруг неожиданно дом был продан. Новым хозяевам "по наследству" досталась не только земля, но и дом вместе с архитекторами и дизайнерами. О том, как строилась работа, рассказывают архитекторы Александр Бородавченко и Владимир ВаргановSalon: Александр, дом окружает терраса, поставленная на колонны-опоры. Чем было продиктовано столь необычное решение?

Александр Бородавченко: Это и есть терраса. По ряду причин местоположение дома оказалось в низине. Дом необходимо было приподнять, иначе он получился бы слишком вжатым в землю. Терраса - это конструктивное решение фундамента, находящегося в овраге. Иными словами, терраса на колоннах - попытка выйти из оврага.
S: Как так получилось, что объемно-пространственное решение делали вы, а интерьером занимались другие?

А.Б.: Заказчик посчитал, что собственно архитектурным проектированием должны заниматься одни люди, а дизайном - другие. По его мнению, это принципиально разные задачи. Архитектор создает, формирует пространство, а дизайнер оформляет его. Думаю, в чем-то он прав. Но это не значит, что мы принципиально не занимаемся интерьером. Вовсе нет. Просто мы нацелены именно на масштабное, "крупное" проектирование.
S: Итак, какую идею вы реализовывали на этот раз?

А.Б.: Дом должен был быть стилистически современным и в то же время со скатной крышей, приблизительно 400-450 метров, трехэтажным, с цоколем и четким функциональным зонированием. Цокольный этаж - гараж, бассейн и сауна, бильярдная, подсобные помещения; первый этаж лофтового типа - гостиная, столовая, кухня, кабинет; приватные помещения - на втором этаже и зона отдыха - на третьем. При подобной функциональной плотности пространство неизбежно получилось бы сжатым и тяжелым. Нужно было добиться ощущения легкости и прозрачности. Чтобы облегчить пространство, решили оторвать объемы, развести друг с другом. Прием откреповки, разрыва дематериализует пространство, придает ему определенную легкость и воздушность. Постройка уже не кажется такой нагруженной и жесткой.
В пространстве появляется интрига: повороты, проемы, из которых просматриваются другие объемы. Думаю, это интересно: стоя еще в прихожей, можно увидеть несколько этажей, уже при входе прочитывается внутренняя конструкция дома, не явно, но прочитывается.

S: А вы не боитесь, что за счет интриги пространство слишком усложняется?

А.Б.: Иногда избыточность чего-либо: масштабов, размеров, приемов - оправданна, особенно когда такое многосложное пространство, как дом, создается простыми формами.

S: Идея просматриваемости пространства решена только приемом разделения объемов или есть еще что-то?

А.Б.: Не только. Разделение объемов идет и по вертикали, и по горизонтали. Высокая этажность при относительно малой площади предполагает разворачивание пространства вверх.
Этакая спиралевидная конструкция, но при этом, если ее грамотно не поддержать снизу, провалятся пропорции, пропадет соразмерность. "Крестообразная" развертка по плану и есть поддержка на плоскости и по сторонам света. Однако этим решение проблемы с планировкой не ограничилось. Существовал еще один нюанс. На первый этаж приходилось 150 квадратных метров, треть общей площади. По замыслу он должен был быть открытым и цельным. Но в этом случае большая одноплоскостная гостиная контрастировала бы на фоне остальных, более чем компактных помещений других этажей. Отсюда деление пространства на уровни. При этом связь между этажами внутри помещения становится сложнее, да и возможностей формообразования появляется намного больше. Как видите, столовая, кухня, гостиная и лестничный холл представляют собой единое, но одновременно зонированное пространство.
Зонирование осуществляется за счет перепада уровней. Самый верхний уровень занимает гостиная: ее подняли на подиум. Она обособлена от остальных зон и в то же время не оторвана от них полностью. Двусторонний камин объединяет ее с остальными уровнями. Используется идея перетекания пространства из одного в другое. С определенных точек, к примеру из столовой, пространство вокруг дома просматривается на все четыре стороны. Нет ощущения замкнутости, дом открыт во всех смыслах.

Владимир Варганов: В интерьере тему прозрачности, просматриваемости мы пытались сохранить. Соответственно, выбор цветовой гаммы (в отделке камина тепловатые оттенки серого; белый в качестве основного фона) и материалов лестничных конструкций был продиктован именно этим соображением. Для того чтобы лестница выглядела легко, остановились на не совсем интерьерном материале - алюминии.
Он не просто легкий, он именно выглядит легко и, что самое интересное, органично вписался в геометрические объемы, объединил их между собой. Окно спальни выходит в гостиную. По замыслу предполагался прозрачный витраж, объединяющий первый и второй этажи в единое световое пространство. Правда, хозяева выбрали менее радикальное решение. Сейчас это полупрозрачное матированное стекло. Которое, если Вы обратили внимание, идет по всему периметру дома.

S: Какие еще идеи владели вами, когда вы работали над этим проектом?

А.Б.: По чему может тосковать человек техногенной цивилизации? По утраченному раю - природе. Природа в жилой среде... Как мне кажется, в архитектурном дискурсе эта идея грамотнее всего может быть реализована в объемно-планировочном решении. Потом уже идет "одомашнивание" при помощи природных, естественных цветов, обтекаемых форм мебели, орнамента в декоре и т.д.
При проектировании помещений, где чаще всего бывают домочадцы, мы исходили из движения солнца: дневная территория и спальня выходят на солнечную сторону. Большие панорамные окна до пола - это и источник естественного света, и "окно в природу". Кроме того, из всех комнат первого этажа есть выход на террасу, идущую вокруг дома.

S: Дом необходимо было сдать в кратчайшие сроки. Повлияло это обстоятельство на дизайн?

В.В.: Скорее нет, чем да. Определяющим стала удивительная способность хозяйки мгновенно принимать решения. И конечно же, хороший вкус. Вы не поверите, но не было случая, чтобы она колебалась или долго раздумывала при выборе той или иной плитки, мебели... Иногда нерешительность заказчика затягивает процесс на долгие месяцы, особенно если речь идет о загородном доме. Результатом мы довольны. Получился легкий и изящный интерьер.

Александр Бородавченко:

"Иногда работа со "взыскательным" заказчиком, знающим, что ему нужно, идет гораздо легче и результативнее, чем в случае, когда заказчик дает тебе карт-бланш. При создании "идеального" пространства для жизни понимание красоты и комфорта изменяется, а выбор из множества вариантов становится особенно тяжелым".

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости