Вход

Формальные игры

московская квартира общей площадью 147 м2 Вера Бутко, Антон Надточий

Фото: Дмитрий Лившиц

Автор проекта: Антон Надточий

Материалы подготовила: Ольга Вологдина

Архитектор: Ольга Соколова

Автор проекта: Вера Бутко

Антон Надточий, лауреат Архитектурной премии 2002 года в номинации "Интерьер квартиры" размышляет о своем понимании архитектурыСТИЛЬ Думаю, не совсем корректно говорить о нашем стиле. Мы противники всяких формулировок. Нам в архитектуре нравится прежде всего формальный язык, и чем меньше литературной конкретики (образов, названий, определений), тем для архитектуры полезнее. У нас есть некие представления, абстрактные образы, которые мы не пытаемся выразить в литературных терминах, а переводим на архитектурный язык: язык пространственной композиции, материалов, света. Любой наш объект - приложение частного характера к формальной концепции, импровизация на тему конкретной функции, обрисованной заказчиком: количество спален, санузлов и прочего... Любой стиль - это уже нечто фиксированное, застывшее, не терпящее отклонений. Это решительно противоречит природе нашего творчества.

ПРОСТРАНСТВО для нас первостепенно, оно важнее всего. Мы пытаемся делать его современным: в нашем понимании оно сложное, многослойное, динамичное, насыщенное и функциональное. Всегда хочется создать ощущение большего объема, организовать его не просто как сумму коридоров и набор комнат. Поэтому сложная конфигурация часто вызвана функциональной необходимостью и попыткой уйти от коридоров. Еще нам нравится, как какой-нибудь объем, какая-то линия перетекает из помещения в помещение. И дело даже не в особой любви к подобного рода приемам. Это один из способов структурировать жилую среду, тогда пространство приобретает более законченную форму. Видите, бетонный пол ушел под кожаную стену и как будто продолжает жить уже в другом помещении... Иногда спокойный процесс перетекания сменяется более радикальными всплесками. К примеру, наклонная колонна возле окна "рассекает" полукруглую стену и появляется с противоположной стороны... в ванной комнате.

ЛИНИЯ Обычно мы выбираем некую линию или объем. В данном случае это квадрат (модуль кухни), который как бы "запускается" в пространство и становится организующим началом. В него "ныряют", из него "выныривают" меньшие объемы, он дает возможность видеть соседние элементы иначе. Все развивается вокруг него. А остальные элементы как-то "цепляются" за этот квадрат, который выделен и цветом, и освещением, и покрытием пола, и перфорированным алюминиевым потолком, реагируют на его присутствие.

В этой квартире мы "привязывались" к существующим стенам, а так как стены были все под разными углами, то и наши перегородки получились относительно друг друга под этими же углами. А если учесть, что некоторые из них еще и полукруглые, то сложилась такая непростая композиция. К тому же здесь многие элементы: колонны, кожаная стена, стеклянная перегородка - не строго вертикальны. Подобные наклоны и скосы - попытка уйти от вялости, пресности и размеренности. Пространство получилось динамичным, живым и нескучным. А для нас это, пожалуй, самое главное.

МАТЕРИАЛ Всегда есть шанс создать свободную планировку и выделить характерные объемные элементы цветом, светом, материалом. В наших проектах практически всегда присутствуют многоматериальные, многофактурные решения. В этой квартире в экспериментах участвовали бетон и алюминий, сталь и кожа, стекло и дерево. Но для нас важнее не то, какие материалы применены и сколько их, а то - как... (с формальной точки зрения). У нас материал - это не декоративная покраска, а способ выделения пространственных элементов: перегородок, объемов, колонн и пр. Они взаимодействуют: стыкуются или врезаются друг в друга, дополняют, контрастируют, трансформируются... К примеру, ровная фактура полированного гранита еще больше подчеркивает грубость бетона в центральном модуле кухни, а металлическая сетка оттенена теплотой кожи естественной выделки. Кажущуюся холодность и "бедность" бетонного пола в гостиной компенсирует длинноворсый шерстяной ковер.

Наклонная перегородка из матового стекла может практически полностью сдвинуться, обнаруживая скрытый за ней домашний кинотеатр, а в зону спальни попадаешь через поворачивающуюся стену из теплого бука. Натуральные (как говорят архитекторы - "честные") материалы невозможно чем-либо имитировать, они естественны и неповторимы. Так что несмотря на обилие бетона, стекла и металла, этот интерьер получился позитивным, доброжелательным и вполне домашним.

Антон Надточий:

"Иногда нас просят определить стилистику интерьера, в которой мы с Верой работаем. Стараемся не думать над формулировками: название для нас - фактор второстепенный. Вы можете назвать ее модернистской, урбанистической, деконструктивистской и минималистической, и, возможно, будете правы. Для нас конструирование жилой среды - всегда игра: с пространством, формой, объемами... Наша архитектура современна, парадоксальна, информационно насыщенна".

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости