Вход

Игра в ар деко

московская квартира общей площадью 187 м2 Елена Волгина

Фото: Алексей Князев

Отделочные работы: Сергей Сергеев

Текст: Николай Федянин

Отделочные работы: Наталья Сергеева

Автор проекта: Елена Волгина

Объединяя две квартиры в совминовском доме, архитектор Елена Волгина стремилась к тому, чтобы у каждого из хозяев было свое индивидуальное жизненное пространство, и показала, что даже почти столетие спустя ар деко по-прежнему актуален Ар деко, последний шикарный стиль европейских столиц, снова в моде. В очередной раз пройдя этап увлечения Востоком в его классическом варианте, Европа опять пытается создать "собственный Восток", смешивая элементы ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского примитивного искусства. В двадцатые годы прошлого века эталоном ар деко стали роскошные интерьеры океанских лайнеров и дорогие отели вроде парижского "Риц" - не зря Хемингуэй говорил, что когда представляет себе сцены райской жизни, они всегда происходят именно в этом отеле. Кто знает, если бы не индустриализация и коллективизация, ар деко мог бы распуститься бутонами экзотических лилий и на почве российского нэпа. Но история не знает сослагательного наклонения, и ар деко расцвел пышным цветом лишь 70 с лишним лет спустя...

Представьте, что вы хозяин трехкомнатной квартиры в совминовском доме, недавно прикупили соседскую "двушку" и решили радикально изменить привычный облик как своей, так и новоприобретенной квартиры. Проблема не из простых - в советские времена такие квартиры считались элитным жильем, сейчас же их недостатки очевидны: низкие потолки (всего 2,70 м) и массивные капитальные стены толщиной 70 сантиметров, крайне затрудняющие перепланировку. То есть, по сути, речь могла идти не столько о глобальной переделке пространства, сколько о "смене декораций", и хозяин квартиры дал архитектору Елене Волгиной задание, чтобы изменения не нарушили привычного уклада жизни, чтобы новые вещи стояли на тех же местах, что и давно знакомые, любимые вещи.

Еще одним условием перепланировки было, чтобы парадные зоны не пересекались с зонами хозяйственными. Размеры присоединенного пространства позволяли сделать большую столовую с выходом на кухню, но хозяева решили оставить кухню на прежнем месте, а в присоединенной квартире сделать просторную столовую. От гостевого санузла в прихожей владельцы отказались - за счет этого удалось значительно расширить холл, который превратился в нечто вроде картинной галереи.

Картины упомянуты не случайно. Хозяйка квартиры - владелица художественной галереи в ЦДХ. В ее домашней коллекции есть, например, работы театральных художников, таких как Владимир Серебровский и Юрий Устинов. В этой квартире также отчетливо ощущается присутствие Востока - долгое время ее владельцы жили в Индии и привезли оттуда многочисленные курильницы, фигуры из красного дерева и необычные безделушки. Пожалуй, именно ар деко с его эклектикой и акцентом на отдельные стильные вещи и вещицы (ведь интерьеры в стиле ар деко часто сравнивают с павильоном коллекционера) мог придать цельность пестрому художественному беспорядку.

Мастерство архитектора, создающего интерьер в этом стиле, проявляется не в том, чтобы расставить в гармоничной последовательности разнообразные предметы, а в умении создать атмосферу роскошной неброскости, которая не отвлекает от любования этими самыми предметами. Так, полы сделаны из традиционного для ар деко материала - экзотического пальмового дерева ироко. Если присмотреться к паркету, вы увидите, что в ясные, солнечные дни на оранжевой поверхности ироко играют яркие желтые искорки, обратите внимание на то, что в течение дня солнечные оттенки переходят в насыщенные коричневые и что эта причудливая игра цветов повторяет фактуру эбенового дерева, которым отделана консоль OAK Design в "мужской" гостиной и боковые панели консоли RUDE BRAVO в спальне хозяйки. Стены выкрашены в нейтральный тон слоновой кости, а двери "не обведены" темными контурами наличников. За счет этого потолки кажутся выше: "роскошная неброскость" стала не только художественным, но и функциональным приемом.

В стиле ар деко сделаны обе парадные гостиные ("мужская" на северной стороне дома и "женская", обращенная к солнечной южной), однако они совсем разные. "Мужская" более сдержанная, здесь меньше ярких красок и контрастов - это не парижский ар деко, появившийся на волне неоклассицизма, а скорее геометрический ар деко американца Фрэнка Ллойда Райта и австрийца Йозефа Хофмана. "Женская" гостиная тяготеет к Востоку: в окружении шелка и парчи принимает гостей "Шемаханская царица".

Словом, эклектика по мотивам ар деко стала способом примирить мужское и женское, Восток и Запад, прозу хрущевского многоквартирного дома и поэзию великой эпохи "роскошного стиля".

Елена Волгина:

"Создавая интерьер этой квартиры, я не стремилась передать ощущение роскоши или, напротив, сделать что-то чисто утилитарное. Есть интерьеры, в которых удобно сидеть, спать, быть, а есть такие, которые вызывают эмоции. И мне хотелось создать именно этот эмоциональный эффект".

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости