Вход

Львиная доля

Посольство Новой Зеландии в России

Фото: Виталий Нефедов

Текст: Елена Савинова

Если в каком-нибудь из московских особняков вы встретили изображение льва, знайте, этот особняк построил Кекушев. Если на фасаде здания к тому же укреплён новозеландский флаг - вы попали в посольство Новой Зеландии. Этому, в общем-то, чисто коммерческому проекту Льва Николаевича, известному как дом Миндовского (так звали первого владельца особняка), повезло с хозяевами даже больше знаменитого, построенного тем же Кекушевым, "Метрополя". За тридцать лет обитания в нём новозеландцы отреставрировали здание, выпустили про него книжку и даже отпраздновали его столетний юбилей - со свечками, happy birthday и миниатюрной копией самого виновника торжества из крема и взбитых сливок... Льва Кекушева современники считали самым ярким художником европейского направления, отказывая в этом даже Францу Шехтелю.
Блестящий эрудит, знаток мирового искусства, отличный рисовальщик и мастер историко-архитектурных стилизаций, Кекушев был королём эпатажа. Для фабриканта Грачёва он построил виллу в Ховрине - вариацию на тему казино в Монте-Карло, возведённого французом Шарлем Гарнье. Своему собственному дому в Глазовском переулке придал черты брюссельского отеля "Тассель" - детища Виктора Орта, основоположника бельгийского ар нуво. А когда в 1899 году был проведён международный конкурс на строительство отеля мирового уровня, каким должен был стать "Метрополь", Кекушев получил первую премию, хотя рассматривались по меньшей мере 20 проектов, считая лондонские и парижские.

На рубеже веков Кекушев был главным архитектором Торгово-строительного акционерного общества, взявшегося за постройку под ключ в Москве особняков европейского уровня.
Такая практика уже имела успех в Западной Европе, однако в России у этой коммерческой программы были свои особенности. Речь шла о строительстве городских вилл для богатой публики. В этих особняках требовалось создать эстетически продуманную жилую среду, в которой утилитарные вещи были бы подняты до уровня искусства. Пригласив Кекушева для воплощения своей идеи, домостроительное общество предоставило ему полную свободу. Результатом такого подхода стали уникальные архитектурные проекты, в которых Кекушев работал не только как архитектор, но и как дизайнер (пригодился опыт, приобретённый в Строгановке, где он преподавал техническое рисование и вёл курсы промышленного дизайна).

Выстроенная Кекушевым в 1903-1904 гг. городская усадьба занимала угол Поварской и Скарятинского переулка. Тогда это было тихое место стародворянской Москвы, где ещё сохранилось немало оплотов родовитого барства.
К примеру, один из близлежащих особняков (сейчас там располагается Союз писателей) Лев Толстой описал в "Войне и мире" как дом Ростовых. Новая постройка получилась дорогой, но престижной: не было ни одного московского издания, которое бы не рассказало о проекте Кекушева, называя его образцом модернистской архитектуры. Действительно, в начале ХХ века дом Миндовского выглядел ещё более оригинально, чем сейчас. Возвышаясь над остальными, он притягивал внимание закруглёнными стенами с огромными окнами (на два этажа), кривыми крышами, единственным в округе светильником-жаровней огромных размеров... Купил его крупный текстильный фабрикант Иван Александрович Миндовский, ведший дела на Верхней Волге и в Москве.
Семья Миндовского владела особняком вплоть до 1917 года, когда здание заняли под госпиталь или, по другой версии, под рабочий клуб. А в середине 20-х годов сюда переехало шведское посольство.

Посольство Новой Зеландии располагается в особняке с 1972 года. (На втором этаже дома сейчас находится резиденция посла.) За эти годы интерьеры особняка не раз подвергались перепланировке и модернизации. Особенно много изменений здание претерпело в годы пребывания в России г-на Джима Вейра, бывшего посла Новой Зеландии, о чём он рассказал в изданных на родине мемуарах. В последние годы была предпринята масштабная реставрация особняка, после чего представительство Новой Зеландии удостоили премии правительства Москвы "За уважение к культуре России".

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости