Вход

Потерянный сад

Декорации к новому фильму Сергея Овчарова

Текст: Юлия Сахарова

Фото: Юрий Молодковец

Режиссер Сергей Овчаров снимает на "Ленфильме" кино по легендарной пьесе А.П. Чехова. Причем это совершенно новая версия "Вишневого сада" - не драма, а скорее трагикомедия. Или щемящая эксцентриада, как определяют жанр фильма его создатели. По мысли режиссера-постановщика, именно такая трактовка наиболее близка замыслу писателя

Чехов недоумевал, почему "критика рядит" его "в какие-то плакальщицы" - он-то задумал "Вишневый сад" как комедию. Глубокую, неоднозначную, с пронзительными нотами, но все-таки комедию. Сергей Овчаров решил вернуться к авторской трактовке жанра пьесы, вытащить на поверхность то, что сближает ее с классической комедией del arte, комедией масок. Вот Пьеро, вот Коломбина, вот доктор Панталоне… Нет, прямых параллелей никто не проводит, но полунамеки авторов более или менее явно их обозначают.

Вообще, это кино режиссер строит по законам театра. И изнутри, и снаружи. Изнутри это многочасовые репетиции каждый день. А снаружи… Например, сцены в саду снимались в павильоне, а не на натуре. Этому существует и чисто техническое объяснение - время цветения вишни всего около недели, за такой срок фильм не снять. Но существует объяснение и чисто художественное, более убедительное: эта многослойная киноистория про вишневый сад находится в сложном диалоге с театральными постановками прошлого. Но не надо быть театроведом, чтобы заниматься дешифровкой этих смыслов. Все будет понятно. И благодаря игре актеров, и, конечно, благодаря декорациям.

Декорации построили в знаменитом павильоне № 4 (где когда-то демонстрировали первый фильм братьев Люмьер) по эскизам художника-постановщика Дмитрия Малича-Конькова. Они восхитительно ненастоящие, как в настоящем театре. Но это-то здесь и работает как прием. Деревья искусственные, цветы вишни бумажные. В павильон завезли 20 тонн земли и гальки, чтобы посадить искусственные деревья. Нет, конечно, в интерьерах есть настоящая мебель, антикварная и сделанная на заказ, тщательно подобранные аксессуары. Есть очень похожие на настоящие дым, ветер, специальный свет. Но все это настоящее встроено в условное театральное пространство, не нарушая целостности художественного решения. И жанра щемящей эксцентриады. Почему щемящей? Потому что авторы фильма докопались до глубинного архетипа истории о вишневом саде. Это история о потерянном рае. Все герои, как понимают их авторы, положительные. Но они не смогли побороть свои слабости, не выдержали испытания на верность и в результате свой сад (или рай) потеряли…

Эти статьи могут вам понравиться:

Зимняя сказка

В этом загородном доме дизайнер Ольга Арапова представила свою версию традиционного классического интерьера, переосмысленного на современный манер и опирающегося на образы русского искусства и деревянного зодчества

#Интерьер #Дома #Екатеринбург

Умный город построили в Москве

В московском "Экспоцентре" в течение трех дней можно было посетить полномасштабную действующую модель "Умного города"

#Новости

Hello, Америка

Салон американской дизайнерской мебели DECORUM находится на территории бывшей фабрики «Московский шёлк», в здании, построенном в середине XIX века

#Новости

Три в одном

Интерьер этого загородного дома по проекту Максима Кашина навеян творчеством архитектора–модерниста Алвара Аалто

#Новости