45 кв. м полезной площади
квартира общей площадью 55 м2 (Москва) Андрей Самонаев
Архитектурные "заморочки" и дизайнерские "примочки" - сегодня тема тем. Но одно дело, как Вы понимаете, говорить, а другое - достичь того, что мы намерены Вам представить. Квартира ясная и четкая, как умная мысль
Молодому архитектору Андрею Самонаеву была предложена для идейного разбега весьма миниатюрная площадка - 55 кв.м общей площади. Все это, до метрика, предназначалось одной деловой особе. В этом своеобразии и сложность архитектурного заказа. Создавать в России жилье для самостоятельных девушек еще не стало привычным, шаблоны не поднабрались. Очевидно, что оно не может быть наляпано пышным и педантично классическим. Эстетика зрелости - в загадке и поиске ответа. Эстетика юности - в прозрачности. Если Вы согласны с этим посылом, то останетесь довольны увиденным.
А вот что бросается в глаза даже несведущему: максимально понятная геометрия, предельно ограниченные цветовые комбинации и - свет, жизнь в каждой молекуле.
Первый приход архитектора на место будущего "шедевра" явил ему две небольшие комнаты (17 и 13 кв.м), маленькую кухню (6 кв.м), ванную и кучу встроенных шкафов. Одна радость: старые московские дома строились с высотой потолка 3,20 м.
На высоте удалось "сыграть", запрятав с помощью подвесных потолков то, что видеть неинтересно.
А именно - разветвленную систему кондиционирования, база которой, в свою очередь, спрятана в технической комнатушке-гардеробной. Чтобы, как говорится, не разбрасывать вещи по дому, их собрали вместе. В общем блоке соединились та самая гардеробная, шкафы для верхней одежды и платьев. Этот вещевой комплекс внешне умопомрачителен. Сплошь зеркальная поверхность большого шкафа составляет одну грань многоугольника прихожей. Другая грань - тоже зеркальная.
Первый шаг, сделанный в квартиру извне, гарантирует абсолютно отражающее пространство. Ну да Вы же помните, что здесь живет молодое создание, которому лишний взгляд на самое себя пока исключительно в радость.
В "кирпичной" плитке прихожей точно угадывается география квартиры. Приятный взору каждого москвича вид старой застройки со вкусом перенесен в жилое помещение. Работа столь тонкая, что, завязывая шнурок на ботинке, не определишь до конца, опирается твоя спина на стилизованную или живую кладку.
Лейтмотив жилья: нечего скрывать. Единственная "глухая" дверь, не считая входной, - потайная дверь гардероба. В остальные - их в квартире три - встроены матовые стекла. Двери, выполненные по индивидуальным эскизам, воздушны, без претензии на фундаментальное разделение зон. Их ненавязчивый "вес" определяют фактура (березовая фанеровка), серебристый оттенок и фрамуги (двери в результате заполняют все пространство от пола до потолка).
Зала - в просторечии "гостиная" - не поражает масштабами. Лишь 13 кв.м. И как здесь обеспечить ее представительские функции? По словам архитектора, в квартире отдается предпочтение встроенности. Прием явно спасает жизненное пространство от мебельной скученности. В одной из стен гостиной сделаны специальные ниши для посуды и техники. Другая отдана под встроенный стеллаж из березы, который выполнен по эскизам архитектора. Шелковисто-матовая поверхность мебели сочетается с окрашенными в холодно-серые тона стенами. В березовой роще, случается, приходят светлые мысли и ясные, искренние чувства. Территориальная принадлежность квартиры, конечно, обуславливает урбанистический, не природный образ жизни. Однако умелый подбор цветов, пород дерева (мебель - береза, паркет - светлый бук) творит чудеса. В комнате ощущается просветленность.
Плетеная мебель с сине-белой обивкой лишена грузности. Плевать на жизненную стабильность и связанную с ней тяжеловесность!
Легкость во всем, прежде всего - в мировосприятии, создает интерьер нетрадиционный и не душный. И, конечно, сам Бог велел высоченному потолку помочь в этом архитектору. Технические нужды (система кондиционирования, о которой говорилось выше) продиктовали частичное понижение потолка. Он получился трехуровневым, со ступенчатым освещением. Уровни окрашены в белый, серый, синий цвета. Помимо точечных светильников, в подвесной потолок встроена внутренняя подсветка: на провод набраны лампочки накаливания, обеспечивающие идеально ровный свет. Если лень подниматься к центральному выключателю, можно дотянуться до бра. Их свет ненавязчив и нежен.
Пастельные тона гостиной разбавлены не только обивкой кресел, но и двумя синими наличниками (большим и маленьким), "надетыми" на стеллаж. Они вдобавок развивают цветовую тему синей стены гостиной. Это хорошо видно из гостиной, поскольку между этой комнатой и кухней снесена перегородка.
Здесь прослеживается уступка малым габаритам квартиры, а не пустая дань моде. "Безграничное" пространство между гостиной и кухней разделяет узкая часть коридора, выложенного сероватой плиткой под паркет (ею же выложен пол в кухне). Таким образом обозначено направление движения из прихожей в кухню. Эту же линию рисует многоугольник, в который "зашит" потолок гостиной.
От кухни требовались три вещи: достойно исполнять роль кухни, гармонировать с гостиной и обеспечивать "человеческие" условия огромному ротвейлеру. Ей это удалось.
Облюбованное собакой место отмечено специальной "обеденной" стойкой из нержавейки и такой же миской.
В кухне - итальянская мебель из ореха, выбор которой продиктован ее открытостью взорам из гостиной. Благодаря металлическим ножкам стульев и стола, дерево выглядит значительно легче. Кухня динамичная: сочетание теплого, даже горячего, цвета ореха и темпераментно-синей плитки на стене.
Синее пятно - яркое или приглушенное - обязательно встречается в каждом углу квартиры. Синий воцарился в доме, вытеснив почти все другие цвета радуги. Дом принял его и согласился с подобной цветовой трактовкой.
Нежная, мягкая, уютная - это о спальне. Она выдержана в пастельных тонах. На полу - глубокое, серебристое ковровое покрытие. Стены светлые, под лен, вылепленные руками. А потому, по выражению архитектора, "живые". Технология такая: валиком делалась грубая накатка и стихийно, без специального рисунка, затиралась руками. Но руки принадлежат художнику, поэтому их движения не выглядят совсем уж бесцельными. Полученная стена чуть затонирована.
В спальной части комнаты - большущая кровать и немногочисленная мебель светлого бука. Ее активизирует, конечно же, синее пятно: любимая игрушка - странствующий музыкант с рыжими волосами и дудкой в руках, в синих одеждах.
В спальне выделено место маленькому кабинету.
Чтобы не городить перегородки, пол приподняли. Сделано это, конечно, просто для функционального разграничения помещения. А получилось, за счет стены, частично закрывающей кабинет, что-то напоминающее декорации к детскому спектаклю. Кажется, сейчас ступенька подиума повернется и представит иную сцену. В этом уголке, несмотря на предельно малые размеры, разместили рабочий стол, книжный шкаф, кресло. Кабинет освещается настольной лампой и точечными светильниками, встроенными в потолок. Спальню озаряет матовый светильник, укрепленный в центре потолка. По дизайну он походит на настенный и использован лишь затем, чтобы над кроватью ничто не нависало. Из расположенного на границе кабинета и спальной части комнаты подвесного потолка растут стебли маленьких светильников, гуттаперчево гнущиеся в разные стороны.
Но больше всего света, буквально заливающего, естественного - в ванной.
Его пропускают извне - дверь с матовыми стеклами и окно в кухню.
С наступлением сумерек в ванную льется синий свет. Он встречается с синим же - керамической столешницей раковины и облицовочной плиткой. И начинается ежевечерняя игра бликов. В ней участвуют будто влитое в синюю плиточную окантовку огромное зеркало и выложенный стеклянными матовыми квадратами потолок. Утихомиривают "игроков" спокойные, близкие к цвету слоновой кости тона настенной плитки.
Приоритет встроенности учтен: архитектор делает окно в виде достаточно глубокого стеллажа. Ванная очень даже привлекательна, и интересно, что достигается это минимумом денежных и строительных средств при максимуме дизайне