Абсолютная прозрачность
квартира общей площадью 80 м2 в Санкт-Петербурге Андрей Галушко
Когда возникает разговор о современном интерьере, расположенном в недрах старинного дома, всегда ожидаешь увидеть компромиссное решение. Но встречаются и исключения, к примеру - новая квартира в Петербурге, построенная под девизом "Без комплексов!"
Хозяин квартиры на этапе проектирования очень ясно изложил свои требования. На принадлежащих ему восьмидесяти квадратных метрах он желал видеть нестандартное свободное пространство. Несмотря на ограниченную площадь, он хотел, чтобы в квартире было все необходимое, включая сауну и ванную комнату, не стесненные четырьмя стенами.
Результат превзошел ожидания: стандартным получившееся пространство не назовет даже скептик, а пресловутые "четыре стены" есть только в одном помещении (назовем его изысканно water-closet).
Все остальные зоны абсолютно прозрачны. Там, где можно было обойтись без перегородок, без них обошлись; в сауне, где стены были неизбежны, их заменили закаленным стеклом.
Сложная геометрия пространства была обусловлена двумя причинами. Во-первых, план квартиры имел неправильную конфигурацию: из семи углов прямыми были только два, поэтому строгая ортогональная планировка была недостижима. Во-вторых, только так можно было избежать монотонности интерьера и наделить его вольным студийным характером.
Студийная вольность проявляется прежде всего в совмещении различных зон по принципу "все в одном". Пространство демонстрирует интерьерный плюрализм и полное подчинение формы функциональному содержанию: автор с одинаковым почтением отнесся ко всем возможным "сценариям". Постоянно находясь в едином пространстве, можно принимать гостей, отдыхать, ужинать при свечах, заниматься домашними делами и т.д. Обычно каждое из этих занятий требует отдельного помещения, здесь же, напротив, удалось наделить единое целое множеством разных функций. Конечно, объединение гостиной со спальней и сауной может шокировать, равно как и совмещение санузла с кухней нельзя отнести к тривиальным решениям. Однако в данной интерьерной трактовке все это кажется логичным и естественным.
Все вышесказанное относится к психологическому портрету интерьера, обратимся теперь к его архитектуре.
Важным акцентом гостиной является массивная колонна круглого сечения. Несмотря на периферийное расположение, она выступает в роли композиционного центра, на который "нанизаны" прихожая, гостиная, спальня и гардеробная. Пространство "совершает поворот" вокруг этого своеобразного шарнира, приобретая ярко выраженный центростремительный импульс, сохраняющийся даже в удаленных уголках квартиры.
Сложная конфигурация потолка в гостиной обусловлена объективными причинами.
После капитального ремонта дом постройки 1840 года приобрел балку, расположенную по диагонали помещения - вопреки логике. Бороться с этим было невозможно, пришлось вписать этот "архитектурный неологизм" в новую пространственную композицию.
Не меньших творческих усилий потребовала сауна. Поскольку это утилитарное помещение отделено от гостиной прозрачным стеклом, оно не имеет ничего общего с традиционным для сауны "финским" стилем. Интерьер решен в минималистском ключе и полностью соответствует стилистике других функциональных зон. Особого внимания заслуживает и санузел, где примечателен умывальник, поднятый на своеобразную кафедру. Облицовка стен - из керамического гранита с фактурой бетона.
Из любой точки квартиры интерьер просматривается почти полностью. Это зрительное впечатление идеально довершает главную идею проекта - функциональную.
Андрей Галушко:
"Квартира имеет резко выраженный мужской характер. Как мне кажется, удалось удержаться на тонкой грани между присущей всем мужчинам некоторой скабрезностью и тонким вкусом. Кроме того, никогда не следует забывать, что в интерьере не бывает мелочей. Даже головка болта должна быть продуманной и выверенной, работать на интерьер. Простота в интерьере должна быть украшена деталями, которые делают минимализм мягким и пригодным для комфортной жизни".