Аффект старины
Шебби–шик, то есть, дословно, «потёртый шик»—модная текстильная тенденция
В современном интерьере есть целая палитра стилей, поэтически воспевающих «старое доброе время» и оттого никак не обходящихся без благородно потёртой мебели. Тосканский стиль, прованс, густавианский стиль (шведский вариант прованса), эклектика в духе ретро—вот список, который при желании можно продолжить. Текстильные мануфактуры уже лет 15–20 поставляют на российский рынок ткани, а ковровые мастерские—ковры с эффектом старения. Самые утончённые из интерьеров в классических стилях за эти годы были декорированы тканями, волшебно стилизованными под старинные. Однако за последние год–два текстильная тенденция, которую для удобства можно назвать «шебби–шик», просто расцвела, отнюдь не ограничиваясь знакомыми эффектами: потёртости ткани и блёклости цвета.
Дело в том, что появился целый «куст» тенденций, вообще не связанных с имитацией старинных тканей. Так, материал может имитировать картину, оштукатуренную стену, поверхность камня и даже разломы горной породы. Одна из таких тенденций—принт с эффектом старинной фрески (или картины)—с будто бы осыпавшейся краской или штукатуркой. Изображения могут быть самые разные: цветы, орнаменты, рисунки абстрактного характера, словно проступающие на поверхности.
Близко к этой тенденции находится другая (назовём её «Начало»)—ткани, поверхность которых напоминает землю, песок, камень, древние разломы горных пород. Это уже не принты, а материал со сложной структурой и фактурой, например определённым образом простриженный бархат, ткани с вплетённой металлической нитью, ткани с 3D–эффектом. Ещё одна близкая тенденция: ткань имитирует потёртую поверхность металла с проступающей из-под неё основой. Самые модные металлические оттенки—медь и золото. Причём золото блёклое, а медь—со следами воздействия влаги и воздуха.
Кто бы мог догадаться, что такой модный художественный приём, как градиент (переход оттенков от светлых к тёмным в рамках одного цвета), если его использовать на панбархате, тоже помогает создать эффект старения. (Панбархат—бархат с приглаженным в одну сторону ворсом.) Самые светлые оттенки кажутся выцветшими от времени, а переливчатость ткани окончательно стирает границы между ними. Другой модный текстиль имеет эффект осыпавшегося кое-где бархатного ворса, позолоты, вытертой основы, плохо пропечатанного принта. Ковры сегодня подвергают специальной обработке—кислотой, огнём, водой, чтобы достичь даже не эффекта, а аффекта древней старины. Помимо тканей и ковров люксовые бренды сейчас производят и обои с эффектом старения. Так что теперь и стены участвуют в процессе создания чувственной, словно вибрирующей атмосферы, когда время, кажется, можно потрогать.
Полный текст читайте в бумажной или электронной версии журнала.