Акватория

Бассейны - уникальный элемент, в котором снимается антиномия природы и культуры. Дизайнерские решения, создающие иллюзию естественной природной среды либо органично сочетающиеся с ней

Дата публикации 16.09.2002

Ведущая рубрики: Елена Притула

Журнал: N7 (63) 2002

Древние греки настолько высоко ценили занятия водными видами спорта, что о необразованном человеке говорили: "Он не умеет ни писать, ни плавать". И все же они вряд ли предполагали, насколько активно тема бассейнов будет развиваться их потомками. Создатели античной культуры, на которой, без преувеличения, зиждется европейская цивилизация, с удовольствием посещали бассейны, при входе в которые следовало надевать купальную набедренную повязку. При этом купание уже в те времена сопровождалось иными приятными занятиями: специальный служитель натирал посетителей всевозможными эссенциями и подавал им различные кушанья и напитки. Активно перенимая у греков "слово и дело", римляне заимствовали у них и умение наслаждаться жизнью. В знаменитых римских термах обязательно имелся бассейн, а обычное посещение бани римляне превратили в особую форму времяпрепровождения. Сегодня, спустя более двух тысячелетий, бассейны превратились в одно из немногих мест релаксации, доступных современному человеку. Впрочем, релаксация - далеко не единственная функция бассейна. В системе архитектурного ансамбля бассейн - уникальный элемент, в нем снимается антиномия природы и культуры, цивилизации. Здесь в равной мере присутствуют знаки "естественности" и "искусственности. К знакам цивилизации относится прежде всего индивидуальное дизайнерское решение, которое отражает вкус и, естественно, высокий социальный статус заказчика. Выбор стиля - тоже отражение определенного взгляда на историю и культуру. Наконец, вода сама по себе всегда несет еще и глубокий символический смысл. Восприятие этого смысла настолько сильно, насколько подсознательно, то есть почти неявно. Будучи одной из фундаментальных стихий мироздания, вода в самых различных мифологиях выступает как первоначало. Поэтому омовение воспринимается как возвращение к первоначальной чистоте - отголосок мифологической символики воды, сохранившийся, в частности, в христианском таинстве крещения. Знаки природы проявляют себя на уровне ассоциаций: например, "неправильная" форма открытого бассейна символически воспроизводит "природную" форму естественных водоемов. Но и в случае регулярного решения ассоциация остается прежней: бассейн по возможности стараются либо вписать в окружающий ландшафт, либо имитировать его, так или иначе создавая иллюзию его естественности. Всевозможные технические и декоративные устройства - системы искусственного течения, освещение, гейзеры, фонтаны и т. д. - лишь подчеркивают "природный" - a priori - характер бассейна. В этой символике читается миф об ушедшем золотом веке, времени безмятежного и абсолютного счастья. Обрести такой физический и душевный покой можно пытаться по-разному. Бассейн - один из реальных вариантов.