Александр фон Бох

Креативный директор VILLEROY&BOCH Александр фон Бох о ванных комнатах, биодизайне и комиксах.

Дата публикации 26.11.2000

Интервью подготовил: Николай Федянин

Журнал: N8 (86) 2004

В мае Москву посетил креативный директор VILLEROY & BOCH Александр фон Бох. Когда общаешься с представителем старинной промышленной династии, возникает искушение расспросить подробнее про дела давно минувших дней: о том, как фирма в 1852 году стала первой делать напольную плитку в городе Меттлахе, о том, как специалисты компании в 1904 году выложили пол Большого театра, наконец, о том, как выглядел сервиз VILLEROY & BOCH, который покоится на дне Атлантического океана вместе с "Титаником". Преодолев искушение, мы говорили с господином фон Бохом не о прошлом, а о настоящем, о том, что такое современная ванная комната от VILLEROY & BOCHSALON: На прошлогодней выставке Cersaie, где известные производители показывают керамические и сантехнические новинки, VILLEROY&BOCH представила коллекцию разноцветных раковин Colorline и несколько серий очень яркой плитки. Возникает ощущение, что компания устала от традиционной бело-голубой гаммы... - Сейчас одновременно существует несколько трендов. В частности, не ушла в прошлое мода на белый цвет. Правильнее говорить не о моде на яркие цвета, а о стремлении иметь в ванной комнате больше сочетаний различных цветов. Именно поэтому VILLEROY & BOCH разработала концепцию Creative System. Наши дизайнеры создали сочетания тридцати двух цветов, так что теперь вы можете комбинировать цвета, не боясь ошибиться. S: Сейчас основная тенденция в плитке - это натуральная гамма: все оттенки коричневого, бежевого, серого. На этом фоне VILLEROY & BOCH выпускает удивительно яркие коллекции...  - Да, действительно. Но VILLEROY&BOCH отличается от других компаний именно тем, что не работает только в одном направлении. Cейчас главный тренд в плитке - это имитация натурального камня в керамограните. Кстати, на Cersaie мы представили три коллекции плитки, которую с трех шагов вы бы не отличили от камня: Marmorino Naturale воспроизводит фактуру мрамора, Grando - фактуру гранита, а Cardesio - сланца. Программы вроде Creative System, коллекция сантехники Colorline и плитки Enjoy придуманы специально для того, чтобы архитекторы могли экспериментировать с яркими цветами. S: Последние несколько лет Запад переживает волну увлечения всем восточным. C чем это связано? - Мне кажется, это связано с тем, что в последнее время люди стали гораздо больше перемещаться по миру, на Востоке они видят яркие краски, необычные декоры и, вернувшись домой, хотят их воспроизвести. S: Почему из всех дизайнеров, которые работают в восточной стилистике, VILLEROY & BOCH выбрала именно Кензо Такада (Kenzo Takada)? - Кензо очень креативный и очень модный дизайнер. Мы заметили, что ванная комната стала чем-то большим, чем просто местом удовлетворения потребностей. В какой-то момент стало модно иметь в доме красивую ванную комнату. Именно поэтому для создания новой коллекции плитки мы привлекли известного человека из фэшн-индустрии. У Кензо нестандартное отношение к цвету, он работает с этническими мотивами, любит флору, и главное, у Кензо есть свой индивидуальный стиль: он умеет создавать яркие, запоминающиеся сочетания. Чтобы не вводить вас в заблуждение, добавлю, что сам Кензо вышел из бизнеса, и VILLEROY & BOCH теперь работает не столько с самим дизайнером, сколько с брендом, с теми людьми, которые продолжают разрабатывать созданный им стиль.На мой взгляд, не менее интересным оказалось сотрудничество с Альбером Удерцо (Albert Uderzo) - художником, который придумал комикс "Астерикс и Обеликс". Шесть лет назад мы создали веселую серию плитки Asterix с изображениями героев комикса, которые купаются и путешествуют по морю. S: Сейчас комиксы стали популярной темой. В Голливуде снимают фильмы по комиксам, а компания SICIS два года назад сделала коллекцию комиксовой мозаики. У компании VILLEROY&BOCH коллекция Asterix родилась из любви к комиксам или из желания сделать "юмористическую" плитку?  - Тренд действительно появился не так давно, однако мы выпустили серию Asterix уже шесть лет назад и сейчас обновили декоры. Мода на комиксы вполне объяснима. Такие персонажи, как Астерикс, нравятся не только детям, но и взрослым. Ведь, в конце концов, мало кому хочется менять плитку в ванной каждые два года, по мере того, как ребенок становится старше. S: VILLEROY & BOCH известна еще и тем, что в середине семидесятых привлекла к созданию коллекции сантехники дизайнера Луиджи Колани (Luigi Colani). Фактически с этих пор мы говорим не просто о ванной комнате, а о единой концепции ванной комнаты...  - Луиджи Колани разработал концепцию ванной комнаты, где и мебель, и плитка, и сантехника созданы в едином стиле. Мы гордимся концепцией House of Villeroy& Boch. Фактически мы единственная компания в мире, которая предлагает единый дизайн для ванной комнаты и производит сантехнику, мебель для ванных, плитку в самых разных стилях и направлениях. Мы ввели четыре стиля: Classic, Country, Easy и Metropolitan. Первый стиль - классика, не подверженная влиянию моды. Второй - стиль кантри. Стиль Easy мы считаем самым "семейным": это спокойные, удобные вещи для вашего дома. А Metropolitan выбирают те, кто ценит современный стиль и смелые дизайнерские эксперименты. Словом, ванная от Villeroy&Boch примерно то же самое, что костюм от Kenzo, который вы можете примерить. В обоих случаях речь идет о стиле, о полностью оформленной идее. Сотрудничество с Колани запомнилось прежде всего тем, что компании пришлось модернизировать производство. Колани предложил удивительные, невиданные прежде формы. Это был уникальный момент в истории сантехнического производства: такой тривиальный предмет, как унитаз, стал настоящим произведением искусства. Трудность заключалась в том, чтобы коллекция стала не только красивой, но еще и функциональной, чтобы произведением искусства можно было пользоваться. S: Скажите, что лично Вы считаете самым важным достижением компании VILLEROY&BOCH в области сантехники и оформления ванных комнат?  - Я думаю, что визуально нашим главным вкладом стала концепция "Дом от Villeroy&Boch". Вторым важнейшим достижением стало создание новых материалов. Так, VILLEROY & BOCH придумала технологию CeramicPlus, благодаря которой мы смогли изготовить почти идеально гладкую плитку. Такая плитка практически не имеет микропор, с нее соскальзывает грязь - частичкам грязи просто не за что зацепиться. Это изобретение потрясло отрасль. Конкуренты пытались судиться с нами, доказывая, что это рекламный трюк, а потом вынуждены были наверстывать упущенное. Фактически мы создали новый стандарт в области производства плитки. Еще одна технология, которая есть только у VILLEROY & BOCH, называется ActiveCare - это покрытие с добавлением ионов серебра, которые убивают бактерии. Мне бывает смешно смотреть рекламу, где показывают действие очищающих препаратов, когда человек приходит через неделю, проводит палочкой, смотрит в микроскоп и видит множество вредных бактерий. У VILLEROY & BOCH все наоборот: чем больше времени проходит, тем чище становится унитаз. S: Кто из известных дизайнеров проектирует сантехнику для VILLEROY&BOCH сейчас?  - VILLEROY & BOCH сама по себе очень известный бренд, и мы не гонимся за громкими именами. Например, в прошлом году мы выпустили коллекцию сантехники Aveo, которую создало бюро известного дизайнера Теренса Конрана (Terence Conran). Он предложил идею сантехники, вдохновленной формой куриного яйца. Однако имя Теренса Конрана не стоит на изделиях коллекции Aveo. В этом случае нам было важно не имя, а высокое качество дизайна. S: Как выглядит ванная комната у Вас дома?  - У меня в ванной стоит сантехника белого цвета