Александр Раппопорт

Московская квартира известного адвоката

Дата публикации 25.05.2000

Фото: Евгений Лучин

Ведущий рубрики: Николай Федянин

Журнал: N3 (147) 2010

Один из лучших в России специалистов по корпоративному праву любит эклектику. В интерьере московской квартиры адвоката антикварные китайские скульптуры соседствуют с работами известных современных фотографов и художников

В интервью журналу SALON-interior юрист Александр Раппопорт предстает в неожиданном амплуа.

SALON: Александр Леонидович, расскажите, чем интересна квартира.

 - Это мое основное место жительства. Есть еще квартира в Нью-Йорке, но там настоящее семейное гнездо, а здесь - некий лофт, в котором можно было позволить себе легкое хулиганство, например повесить достаточно провокационные фотографии. Это очень личная квартира, которая отражает мой характер. Я много чем увлекаюсь, поэтому интерьер получился эклектичным. Стиль эклектика, с одной стороны, очень интересный, необычный, а с другой стороны - очень сложный. Один неправильный поворот - и вместо красивого, изящного, эффектного интерьера получается безвкусица.

S: Здесь мы видим неожиданное сочетание советского авангарда и старинного китайского антиквариата...

 - Да, это действительно две мои любимые темы. Я очень люблю советский авангард в любых его проявлениях, и мне очень нравится китайский антиквариат. Индийское искусство нравится меньше: оно кажется уже тяжелым, мрачноватым. А китайские скульптуры просто удивительны.

S: Чем Вам нравится китайское искусство?

 - Я вас поправлю: мне нравится именно китайская скульптура. На мой взгляд, она абсолютно уникальна и не похожа ни на что другое. Я говорю прежде всего о пропорциях. Ведь все классическое европейское искусство, может быть за исключением Босха, - это искусство правильных пропорций. Здесь же мы видим абсолютно другое представление о красоте, которое в европейском искусстве появилось лишь в конце XIX - начале XX века. Пожалуй, китайские скульптуры правильнее сравнивать с картинами Модиль яни или с работами художников-абстракционистов. В обоих случаях дис про порция - основа красоты.

S: Как Вы выбирали картины и фотографии для интерьера?

 - Сложно сказать. Я просто покупаю вещи, которые мне нравятся по тем или иным причинам. Например, когда мне захотелось привнести в гостиную что-то неожиданное, я купил три фотографии Яна Саудека (Jan Saudek). Это живой классик чешской фотографии, которого называют королем эпатажа. Он делает удивительные, абсолютно пронзительные вещи. И, кстати, фотографию, которая мне больше всего у него нравится, я, наверное, никогда не смогу повесить у себя дома - уж слишком она эпатажная. Но, в любом случае, это очень серьезное искусство, с отсылками к произведениям классической живописи, в частности к Микеланджело.

S: В квартире есть что-то, что связано с Вашей профессиональной деятельностью?

 - Наверное, только книги, различные кодексы. Вы, вероятно, имеете в виду произведения классиков юриспруденции, речи Плевако, Кони и так далее? Было бы красиво сказать: «Я каждый вечер читаю Плевако». На самом деле, конечно, нет. В молодости читал, но сегодня этот опыт практически неприменим, потому что речи знаменитых адвокатов прошлого были адресованы суду присяжных и были рассчитаны в основном на эмоции. На сегодняшний день воспроизвести аргументацию Плевако попросту невозможно. Правильная, хорошо выстроенная адвокатская речь - это само по себе законченное произведение искусства, читать которое - одно удовольствие. Но сегодня у нас совсем другие адресаты и другие цели.