Алхимия и магия Лючио Орсони

Лючио Орсони - единственный в мире художник по мозаике, который сам для себя создает цветовую палитру из более чем 5000 различных оттенков

Дата публикации 09.03.2005

Материалы подготовили: Николай Федянин, Антон Елистратов

Журнал: N1 (90) 2005

Лючио Орсони (Lucio Orsoni) - художник по мозаике в четвертом поколении. В 1899 году на Всемирной выставке в Париже его прадед Анджело Орсони представил необычную картину, созданную из 1467 переходящих друг в друга цветов. Эта работа произвела фурор. Почти забытое искусство мозаики оказалось вновь востребованным. Фабрика Орсони получила заказ на оформление знаменитого парижского собора Sacre-Coeur и собора Святого Петра в Лондоне. Под руководством Джованни, деда Лючио Орсони, создаются мозаики для шпилей построенного Гауди собора Sagrada Familia. На сегодняшний день Лючио Орсони - единственный в мире художник по мозаике, который сам для себя создает цветовую палитру из более чем 5000 различных оттенков. Палитра эта теперь принадлежит известной компании TREND, которая помогает сохранить старинные традиции фабрики ORSONIЧтобы понять, о чем идет речь, представьте, что Винсент Ван Гог решил оставить потомкам свои краски, поместив в 5000 баночек полученные с таким трудом оттенки и полутона "Портрета доктора Гаше", "Подсолнухов", "Ирисов", "Кафе в Орли", так что теперь любой художник может взять готовый цвет и создать собственный шедевр импрессионизма. "Вы не совсем правы, - говорит Лючио Орсони. - Мозаика - это самый совершенный материал, с которым только может работать художник, потому что в мозаике можно создать такие оттенки, которые не получатся при смешивании красок". Секрет получения нужного оттенка - главная, самая сокровенная тайна семьи Орсони. Смальта рождается в расплаве соды, песка, различных оксидов и свинца. Ингридиенты известны уже много веков, а процесс создания смальты - это каждый раз чудо. Вот мастер фабрики сидит у печи, в которой плавится стеклянная масса. Затем в какой-то момент он вынимает ложку из печи, окунает ее в воду, сравнивает цвет с тем, который нужно получить, берет (все на глазок, не пользуясь никакими весами) несколько щепоток кобальтовой пудры, чтобы усилить оттенок ультрамарина, и снова плавит смесь. Так повторяется до тех пор, пока не будет получен необходимый цвет. Секрета тут никакого нет - есть только магия человеческих рук, многовековой опыт муранских ремесленников и бесконечное терпение. В "библиотеке" фабрики хранится золотая мозаика более чем 120 цветов. Как ни странно, при создании золотой мозаики алхимический процесс не такой сложный, как при изготовлении смальты. "Золотая мозаика, - поясняет Лючио, - это лист белой или золотой фольги, заключенный между двумя тончайшими слоями стекла. За счет изменения цвета стекла вы получаете новый оттенок золота, например чуть более фиолетовый или более красный". Лючио Орсони приветствует модную тенденцию смешивать мозаику различных видов, когда в одной композиции сочетаются тессеры (так называется единица мозаичного полотна) из зеркала, мрамора, металла, дерева или хрусталя, однако предпочитает работать с золотой мозаикой и смальтой. "Возможности использования этих традиционных материалов практически не ограничены". Работы Лючио Орсони по большей части представляют собой игру различных оттенков цвета, это оп-арт, оптическое искусство в чистом виде. Использует ли он для создания этих полотен компьютер? "Нет, - отвечает Лючио. - Мой компьютер находится у меня в голове". И добавляет несколько печально: "Правда, я не исключаю, что следующее поколение дизайнеров будет более активно использовать компьютер".