Amor fati
двухуровневая квартира общей площадью 137 м2 в Санкт-Петербурге Кирилл Гусев
Сдержанность хороша, когда есть что сдерживать. Прямые линии и бесплотные, прозрачные формы, до недавнего времени выражавшие отказ от всего и вся - эмоций, пристрастий, неизбежных небрежностей быта, - уже растеряли свой полемизм. Лаконичность пустоты сегодня нашла новое выражение в мощных линиях неоклассики, которая сдержанна, но отнюдь не аскетична
Маятник вкуса респектабельных петербуржцев, пройдя крайние точки очевидной фешенебельности и аскетического минимализма, достиг золотой середины, найдя ее в более естественных для города - классических - формах. Это не обязательно "первородный" классицизм, к которому неизменно возвращается Северная столица после каждого "стороннего" увлечения. Но классическая традиция легко угадывается в степенной сдержанности, пропорциях, цветовой гамме интерьеров, даже если ни одна деталь не указывает прямо на исторический прототип.
Архитектура дома, возведенного по проекту Святослава Гайковича у излучины речки Ждановки, тяготеет к классической уравновешенности. Из его окон открывается очень петербургский, хотя и редкий для мегаполиса, романтический вид на реку с почти венецианскими горбатыми мостиками и старинными фабричными строениями. И это обстоятельство подсказывает простое и логичное решение: нет резона в угоду сиюминутной моде отказываться от многообразия форм. Нужно просто гармонично их соединить. Архитектору Кириллу Гусеву это удалось: самоотреченность одних вещей восполняется энергией других, что вместе составляет гармонию домашнего микрокосма. По его мнению, самое интересное в работе над проектом - найти единственно возможную результирующую линию, которая лаконично выразила бы время, место, личный вкус хозяина и уровень его амбиций. Соавторов у этой линии много: сам заказчик, архитектор, дизайнер, декораторы и - на другом конце креативной команды - создатели мебели (в данном случае один из выдающихся представителей неоклассического направления в современном дизайне - Леон Крие).
В просторном living space внятно главенствует вполне архитектурное произведение - стол Mensa Magna от GIORGETTI, любимое детище Леона Крие. Его привилегированное положение акцентировано осью эркера. Остальное убранство интерьера подчеркивает неоклассический пафос Крие, на полтона снизив свое звучание - при всей безупречности форм. Более раскованно развивают тему классики камин из серого мрамора и стоящие рядом вальяжные кресла по дизайну Массимо Сколари.
Лестница, ведущая на второй этаж, оформлена в "экстерьерной" манере. Облицовка из грубого камня придает этому уголку сходство с улицей южного города, расположенного в предгорье со сложным ландшафтом. Дневной свет, отвесно падающий вниз из расположенных над лестницей мансардных окон, усиливает это ощущение до почти физического уровня.
Воображение - вот то волшебное средство, которое приходит на помощь дизайнеру в подобных случаях. Однако для этого нужно уметь рассчитать "траекторию" мысли и динамику образа.
Любопытна тенденция: чем интимнее интерьер, тем он выразительнее, свободнее и дальше от скупого аскетизма. В оформлении спален и ванных комнат скромность в последнее время вообще добродетелью не считается. В этой спальне - настоящий апофеоз жизнелюбия, представленный лучшими экземплярами из творений Леона Крие, поразительно похожими на каких-то неведомых животных. Выразительность линий и безупречность фактур поднимают предметы мебели до уровня классической скульптуры. Но в этом нет противоречия. Есть лишь искреннее желание современности перевести каноны традиции в доступный ей рациональный формат.
Впрочем, вряд ли мы можем утверждать, что подобный подход - нововведение в интерьерной практике. Все новое - это хорошо забытое старое. Просто, как сто или двести лет назад, искушенный в эстетике жилища петербуржец склонен обращаться к итальянской неоклассике, чьей северной "транскрипцией" изначально был этот город...
Кирилл Гусев:
"Заказчик, человек преуспевающий и интеллигентный, хотел получить жилье современное, респектабельное, оригинальное, но спокойное, чтобы стилистически квартира не "вырастала" на пустом месте, что характерно для минимализма, - вне традиции, исторического контекста и признаков "культурной среды". Поэтому и мебель я стремился вводить в интерьер как своего рода стилистические цитаты, сочетать в материалах разные фактуры, чтобы придать пространству особую теплоту".