'Английский замок' с колониальными мотивами
загородный дом общей площадью 1500 м2 Дмитрий Овчаров, Гарольд Мосолов, Владимир Рылин
Мне трудно представить себе, какие чувства владеют архитектором, берущимся за переделку коттеджа, стены которого сравнительно недавно были возведены неведомым предшественником. По-видимому, эти чувства не имеют ничего общего с восторгом. Ведь известно, что исправление чужих ошибок - занятие гораздо менее приятное, чем совершение своих собственных
Интересен случай, когда архитектор и дизайнер подходят к решению задачи преимущественно декоративного характера творчески. Как если бы они реализовали весь проект сначала, с нулевого цикла.
Догадаться о том, что строили кирпичную коробку этого трехэтажного коттеджа и отделывали его просторные интерьеры разные архитекторы, невозможно.
При всей своей "безразмерности" дом органичен и в то же время многолик. Группе архитекторов под руководством Дмитрия Овчарова кое-что пришлось достраивать, кое-что менять в уже имевшейся конструкции. Основная работа свелась к разработке декоративной концепции и ее реализации в несколько ограничивающих безудержный полет фантазии рамках несущих стен.
Идея решить интерьер в "английской" стилистике несколько неожиданна. Как-то привычнее, когда в основу концепции ложится тема аскетичного Востока, реализуемая потом с известной мерой условности. Традиционность культуры англичан, дававшая всей Европе повод иронизировать над их пуританскими нравами (в том числе и в декоре интерьеров), казалось бы, должна отпугивать современного архитектора своей неаранжируемостью. Однако непредвзятый взгляд на английский интерьер (за исключением разве что выраженного георгианского стиля) обнаруживает в его "незыблемой" основе эклектику, начиная уже со времен королевы Виктории.
Несмотря на хваленый консерватизм населения туманного Альбиона, не удержалось оно и от соблазна разнообразить печальные внутренности своих "замков Броуди" позаимствованным из колоний ярким колоритом ориентальных культур. Эта легкость в отношении к строгому стилю и убедила в свое время Дмитрия Овчарова в том, что именно английские дизайнеры идут в авангарде современного искусства.
В представленной работе нет того, что Шекспир называл "the body and pressure of time" (само существо и груз времени). Архитекторы не собирались воспроизводить английский интерьер в русском доме буквально. Просто они импровизировали на тему "Green fields" и "Среди долины ровныя...".
А началась "игра" с флористического мотива, связавшего воедино три уровня здания. Коттедж представляет собой сложное в плане строение, состоящее из основного трехэтажного массива с мансардой и пристроенного к нему под углом двухэтажного флигеля с мансардой же.
Основное здание на всех этажах имеет в плане форму "базилики" с обширной центральной частью и "нефами" слева и справа. Три уровня центральной части связаны в самой середине пилоном, служащим опорой для средних маршей лестницы. Для оказавшегося на втором этаже здание со всей очевидностью видится трехсветным. Причем "декольте" между третьим и вторым уровнями намного превосходит "вырез" между вторым и первым. Решение стилизовать пилон под дерево с помощью реек из мореного дуба позволило придать ему акцентный и тектоничный образ, связать помещения дома в структуру единой "кроны" и сыграть на ассоциативном ряду (если верить Всеволоду Овчинникову, дуб - это символ Англии).
Впервые осматривая дом и очутившись на втором уровне, архитекторы остро ощутили "симптом вокзала", гулкую власть пустоты, уместной разве что в зданиях общественного характера. Существует много способов, позволяющих нейтрализовать эффект "избытка" пространства.
Сделать это можно с помощью чисто архитектурных приемов, либо подбором соответствующих деталей и материалов. Использование дерева как теплого материала могло бы помочь нейтрализовать эффект "избытка" пространства, создать атмосферу уюта. Но излишек древесных панелей повлек бы за собой слишком "английское", буквальное прочтение интерьера. Решено было в дополнение к многочисленным деталям из мореного дуба подобрать мебель, изготовленную по историческим британским образцам, украсить стены оригинальными гобеленами и постелить ковры ручной работы.
Неожиданно броскими для английского интерьера кажутся красные колонны с крупным орнаментом. На самом деле батиковая пестрота деталей, почерпнутая в колониях, вполне безболезненно интегрировалась в свое время в традиционный британский декор. В представительских помещениях коттеджа колористический всплеск многозначен и не сводится только к акценту на ориентальных увлечениях прототипа.
Дом прежде всего современен, и это тоже подчеркивается авангардным сочетанием цветов.
Красные колонны с орнаментом - это не что иное как элементы конструкции. Они установлены на всех трех этажах центральной части (и между третьим и вторым уровнями соединены еще поперечной балкой, декорированной аналогичным образом). На первом две из них обрамляют лестницу и вместе с пилоном разграничивают площадь на зону холла и зону столовой. Две другие красуются по углам столовой, среди мебели из светлого дерева.
Камин под старину, черная дверь на террасу и "органный" ряд черных реек на пилоне, в котором процитирован декоративный прием Чарльза Рене Макинтоша, не позволяют забыть об английских "корнях дуба".
Кроме того, в боковых "нефах" первого этажа сосредоточены помещения бытового назначения - с одной стороны и спортивно-оздоровительного - с другой. Последние сообщаются с бассейном, котельной и гаражами. На втором этаже непосредственно над столовой находится гостиная. Сочетание мебели в стиле ар-деко, гобеленов и окна-розы (или звезды, если угодно) с ультрасовременным камином смотрится вполне органично. А красные колонны и балка рядом с зеленоватыми тонами обивки и стен, плюс ритмичный повтор черных вертикалей на белом пилоне не оставляют никаких сомнений в авангардных замыслах дизайнера.
Обивка мягкой мебели библиотеки, которая расположена с противоположной стороны лестницы, подобрана в тон колоннам.
Перекликаются с ними и темный паркет пола, и книжные шкафы красного дерева. Справа и слева от центра второго этажа находятся хозяйские спальни и санузлы, отличающиеся колористической сдержанностью, классической строгостью форм и утонченным привкусом буржуазности. Кабинет хозяина, расположенный здесь же, дает, пожалуй, самый серьезный повод вспомнить об английской генеалогии декоративной концепции. Мощно кессонированный мореным дубом потолок со встроенным колесом-светильником, восточный ковер на полу, кожаная обивка кресла и дивана Честерфилд, мебель из тиса непосредственно приближают эту комнату к оригиналу.
Третий этаж с галереей и гостиной отведен преимущественно под гостевые комнаты и интимные зоны, а чердак над флигелем полностью отдан детям.
В мансарде рядом с кинозалом расположена обсерватория.
Мощная "буферная емкость" эклектики позволит дому эволюционировать практически в любую из обозначенных архитекторами сторон. А то и во все сразу.