Английское собрание
Хестеркомбские сады. Расположенные на юге Англии в графстве Сомерсет, они включают в себя одно из самых полных ландшафтных "собраний" Великобритании - три сада, отражающие три столетия истории садов
Три сада - три века Долина, начинающаяся на южных склонах Квантокских холмов, что в графстве Сомерсет, с недавних пор стала музеем под открытым небом. После многолетней реставрации Хестеркомбские сады были открыты для посещений публики. Три парка: ландшафтный "Сад наслаждений", возникший в правление короля Георга, викторианский сад конца XIX века и эдвардианский (самый эффектный из трех), созданный великими Эдвином Лутиенсом и Гертрудой Джекилл прямо перед Первой мировой войной, - представляют три века английской ландшафтной истории.
Пейзажная живопись. "Сад наслаждений". 1750-1786 Ландшафтный сад, который так любят рисовать приезжающие сюда художники, в действительности сам живая картина, созданная под влиянием великих пейзажистов семнадцатого века - Сальватора Росы, Гапарда Пуссена, Клауда Иммрейна. В восемнадцатом веке, когда такие парки вошли в моду, тогдашний владелец поместья Коплстоун Варре Бэмпфилд отдал 40 акров своей земли под чистую красоту - озера, беседки и лесные тропы. Красноречивое название "Сад наслаждений" не случайно. Ведь эта часть Хестеркомбского поместья целиком состоит из прелестных уголков, панорам и "естественных" смотровых площадок. Здесь приятно бродить, рассматривая местные достопримечательности: храм в дорическом стиле, величественный мавзолей, жутковатый "домик ведьм" или самый настоящий водопад в окружении кольца деревьев и лужайки с большими глыбами белого кварца. А если устанете, можете отдохнуть рядом с укрытым от ветров прудом- "коробочкой", в котором живут настоящие белые лебеди. В самом сердце сада расположено "Грушевое озеро". Отсюда на удивление гармонично устроенный парк раскрывается во всем великолепии...
Викторианский сад. 1873-1878 В 1872 году умерла мисс Элизабет, последняя в роду Варре, и Хестеркомбское поместье было приобретено Висконтом Портманом. Новый владелец произвел существенную реконструкцию замка и, в соответствии с тогдашней модой, решил разбить на примыкающих к нему площадках еще один сад. Терраса рядом с домом была спроектирована по образцу викторианских парков: приглашенный из Лондона архитектор Генри Холл поместил в ее центре фонтан, вокруг которого расположились четыре геометрически засаженные клумбы. Немногим позже к дому с севера добавилась викторианская аллея, связавшая замок с водонапорной башней. Присущие викторианской манере чопорность и формализм не лучшим образом отразились на доме, но пощадили сад - один из лучших образцов стиля своей эпохи.
Сельская эпоха: эдвардианский сад. 1904-1906 На смену затянувшемуся правлению королевы Виктории пришел краткий век короля Эдуарда. Выращивание цветов, прогулки и ловля бабочек, теннис и крокет на живописных лужайках стали главными развлечениями британской знати. Праздность давала волю фантазии, природные богатства рождали рафинированную красоту, возникающую из чистой любви к искусству... Именно пасторальным забавам того времени Англия обязана репутацией страны садов, а Хестеркомбское поместье - последним и самым значительным своим парком. В 1904-м внук Висконта Портмана, Эдвард Портман, обратился к Эдвину Лутиенсу и Гертруде Джекилл с предложением спроектировать в Хестеркомбе новый регулярный сад. Он - молодой и модный архитектор, которого ждала слава строителя Новых Дельф, лондонского Кенотафия и британского посольства в Вашингтоне. Она - первая женщина, профессионально занявшаяся садоводством, создатель принципов, без которых был бы немыслим современный ландшафтный дизайн. Хестеркомбский парк стал одним из самых удачных их совместных проектов. Каменные стены и перголы, искусственные водоемы и дорожки, вымощенные кирпичом, старые мельничные камни и изгибающиеся лестницы - характерные признаки лутиеновской архитектуры, возникшие под влиянием итальянских и мавританских садов, - были смешаны здесь со сложной средиземноморской палитрой Гертруды Джекилл. По примеру Клода Моне, который воспринимал свой сад в Живерни одновременно как художественное выражение садоводства и как объект, который может быть нарисован, она видела Хестеркомбский парк как серию сцен, меняющихся в зависимости от времени года. Джекилл создавала картины из луковичных - для весны, из астр - для сентября, из роз - для жарких месяцев лета... Как только отцветали одни цветы, тут же распускались другие. Гертруда Джекилл использовала живописные кустарники, дикие цветы и многолетние растения вместо шаблонных клумб, принятых у садовников в викторианскую эпоху . "Я строго придерживаюсь того мнения, - писала Гертруда Джекилл, - что растения, как бы они ни были разнообразны и хороши и как бы их ни было много, сами по себе не создают сада... Мы должны использовать растения так, чтобы во всем этом разнообразии появился смысл, чтобы они могли сформировать прекрасные картины". Сад, созданный Гертрудой Джекилл и Эдвином Лутиенсом, прекрасен круглый год: наивен и трогателен весной, оживлен летом, ярок осенью и спокоен зимой.