Ар деко по Гликману

центральный офис МДМ-банка в Москве Александр Гликман

Дата публикации 20.01.2001

Фото: Дмитрий Лившиц

Ведущая рубрики: Юлия Шагинурова

Текст: Анна Вергасова

Автор проекта: Александр Гликман

Журнал: N10 (66) 2002

Александр Гликман строит дома авангардистских форм с плоскими и цилиндрическими крышами, внутрь этих домов он помещает венецианские палаццо. Он автор самых элегантных ресторанов в городе и квартир-трансформеров с раздвижными внутренними стенами. Центральный офис МДМ-банка в Москве (Садовническая ул., д. 3) - один из самых умеренных и одновременно самых любимых его проектов. Интерьер банка - первоклассное воспроизведение ар деко, стиля, в котором архитектор давно мечтал поработать. Кроме того, заказчики обратились к Александру Гликману на этапе покупки здания, и ему представилась возможность, редкая для современного российского архитектора, создать в городской среде цельный проект, в котором внешний облик здания и интерьеры находятся в стилистическом единстве. По совету архитектора банкиры остановили свой выбор на новом восьмиэтажном здании в центре Москвы. Высокие витражи и формы здания напомнили архитектору начало прошлого века, именно поэтому для внутреннего оформления был выбран "последний элегантный стиль века". Геометрические наборные светильники, штоф, кожа, темные деревянные панели... стиль воспроизводится тщательно и скрупулезно. На президентском этаже в кабинетах стоят копии рульмановских столов с эмалевыми вставками, рисунок витражей напоминает манеру Фрэнка Ллойда Райта. Главный элемент стилизации - множество сделанных на заказ деталей интерьера. Мебель, лампы, настенные росписи как будто и в самом деле принадлежат времени, когда, создавая прекрасные уникальные вещи, люди вдохновенно мечтали о конвейерном производстве. Александр Гликман, известный авантюрными решениями, страстью к мистификациям и архитектурными "обманками", сделал интерьер в стиле, который в России полноценно представлен не был. Поместив его в здание, цитирующее эпоху модерна, подчеркнув эту цитацию фасадом с медальонами в форме женских голов, он как бы вовлекает нас в двойную мистификацию: по его версии, стиль ар деко у нас не только был, но мирно развился из эстетики модернизма. И более того, представляет собой огромный ресурс для современной архитектуры. Что же, выглядит его версия на редкость убедительно.