Археология души
Многоликость и особенности гостеприимного дома Вики и Вадима Цыгановых
- Был май, безумствовали соловьи... Когда мы в первый раз приехали смотреть дом, в нем не было ничего, даже мебели. И мы расстелили одеяла, чтобы переночевать. А наутро я сказала, что никуда отсюда не уеду, - так пять лет назад семья Вики Цыгановой обрела Дом
Именно Вике с ее тягой к природе и гармонии принадлежала идея построить загородный дом, куда бы могли приезжать родственники и друзья. Вадим Цыганов, актер, продюсер, поэт, полностью поглощенный работой, вначале был против этой затеи; но потом, увлекшись, превратился в главного дизайнера и оформителя.
У дома Цыгановых несколько особенностей. Прежде всего, он очень гостеприимный, радушный и при этом многоликий и разностильный. Во-вторых, дом наполнен удивительными вещами со всех концов мира, подлинными и стилизованными. В тонкой игре распознавания - его таинственность и притягательность, его характер.
В-третьих, дому присуща вечная (судя по неуемной энергии хозяина) творческая незавершенность. С радостью предвкушения Вадим рассказывает, какими в недалеком будущем станут парадная дверь и оконные рамы, полы и новая мебель. Но обо всем по порядку.
Итак, многоликость. Почти каждое помещение в доме выполнено в своем духе. Гостиная в стиле модерн, "китайская" столовая, "средневековые" каминная и "рыцарский зал", кухня с напоминанием об Англии и открытая веранда-"гульбище". Благодаря этому разнообразию дом кажется больше, чем на самом деле.
Передвижение в пространстве оборачивается путешествием во времени, в истории. И в этом нет никакой искусственности, музейности. Просто дом рассказывает о любви и увлечениях своих хозяев. Такая своеобразная карта души.
Самые характерные, самые теплые и в то же время самые таинственные комнаты дома - каминная и "рыцарский зал". Они находятся ниже уровня первого этажа, поэтому свет попадает сюда через высокие маленькие оконца с кованой решеткой. Первобытный полумрак, низкие потолки, обилие дерева и камня создают атмосферу простоты и подлинности ощущений. Кроме того, здесь много настоящих вещей, не антикварных, а именно настоящих: кованое распятие из Чехии, окаменевшие рыба и ракушка, английский охотничий рожок, серебряные браслеты из Йемена и африканские культовые рога, индийский глобус с картой неба, индонезийская храмовая мебель из железного дерева. Кстати, с последней все и началось: дом приобрел свое лицо, а хозяин серьезно увлекся дизайном.
Увидев эту мебель в Дюбае, Вадим был настолько поражен, что несмотря на протесты Вики, купил все экспонаты выставки-продажи: стол, две лавки, четыре стула, журнальный столик. В Москве он пригласил художника, чтобы дополнить комплект баром в таком же стиле. Сам нарисовал проект и с радостью почувствовал: "Могу!" Дальше больше: появились огромные кресла, лавки из любимого материала - дуба. Потом добавились ковка, медные и бронзовые накладки, камни, кожа. Вещи стали более декоративными, очень "звонкими" и немного сказочными.
При этом настолько самобытными и цельными, что даже трудно назвать их стилизованными.
По настоянию Вики Вадим вновь обратился к рисованию. Делал многочисленные наброски мебели, изучал символику и пластику разных эпох. Кстати, неслучайно то, что гостиная оформлена в стиле модерн. Кельтские узоры, которые присутствуют в резьбе на мебели, по мнению Вадима, вполне родственны изысканным линиям этого стиля.
Эта "духовная археология" выражается не только в сравнении искусства различных эпох, но и в интересе к вещам разных исторических периодов. Приобретя понравившийся предмет в антикварной лавке Вены, Стамбула или Праги, Цыгановы не спешат поставить его на полку. Сначала будут обойдены все московские музеи - дарвиновский, палеонтологический, зоологический, - чтобы выяснить все о нем как можно подробнее.
Однако фактическая дотошность - не самоцель, гораздо важнее пластика, символическая энергия, заключенная в вещи. Поэтому весь дом Цыгановых пронизан игрой - игрой стилей, игрой антикварного, старого и современного, вновь созданного. Игра! - ведь оба они актеры.
Вадим любит использовать в своей авторской мебели подлинные антикварные вещи. Например, вешалка сделана из йеменских серебряных браслетов и кованого бутафорского меча. Торжественное дубовое кресло венчают культовые рога, привезенные из Дюбая. Согласно этому же принципу игры выполнен замечательный фрагмент дома - расписная стена в "рыцарском зале". Путешествуя по Франции, Вика и Вадим посетили собор, где проводилась реставрация. На одной стене было вскрыто сразу несколько исторических слоев. Наших героев поразило, что каждый последующий, более древний слой оказывался интереснее предыдущего.
Вадиму понравилась эта идея, и он захотел воссоздать у себя в доме то же ощущение времени, жизни, истории. В "рыцарском зале" стена расписана фреской, воспроизводящей испанскую карту четырнадцатого века, где Европа изображена в виде царицы, Италия - в виде руки, Испания - короны, Азия - в виде летящего крылатого коня. В этой же стене, на которую московским художником нанесена роспись, доисторические окаменелости, камень, привезенный из Греции, и камень от разрушенной колокольни Ивана Грозного.
Жилище Цыгановых находится в состоянии непрерывного изменения благодаря огромной энергии Вадима, усиленной его интересом к дизайну. Наверняка, через год дом станет еще более удивительным и сказочным. Но как раньше, так и сегодня у него есть собственный дух, передавшийся ему от хозяев.