Архитектор звука
Джон Кристенсен, инженер, основатель и владелец компании ArciTec Acoustic, рассказал, как делать колонки и почему алюминий лучше дерева
Весной в Звенигороде компания "Русская игра" провела конференцию по аудио- и видеоэлектронике. Опытом делились признанные авторитеты в этой области.
Джон Кристенсен, инженер, основатель и владелец компании ArciTec Acoustic, рассказал, как делать колонки и почему алюминий лучше дереваSALON: Джон, Вы начинали свой бизнес в 1997 году. К тому времени существовало довольно много известных акустических марок, в том числе и дизайнерской акустики. Что нужно было придумать, чтобы найти на рынке свое место?
- Когда мы начали работать, рынок был поделен на две части: традиционный Hi-End-сегмент и дизайнерский. Но было не так много компаний, которые понимали необходимость соединения эстетики и хорошего звука. И это была ниша. Если старая компания хочет сменить направление работы и, например, начать делать дизайнерскую технику, а все уже знают ее по другой стратегии, то это проблема. А так как я строил абсолютно новую фирму, то мог выбирать, откуда и как начать.
S: К вопросу о дизайне. Кто конкретно разрабатывает ваши модели, есть ли дизайнерское бюро? Кто принимает окончательное решение?
- Я все придумываю. Всего лишь я.
S: В одиночку?
- Ну не совсем. У нас есть так называемая R&D команда (исследование и разработка). Обычно все происходит следующим образом. Я прихожу с кучей идей, и затем мы все решаем, применимо ли это. Меня может вдохновить что угодно, например архитектура. Так, на дизайн алюминиевой колонки "Афина" меня вдохновили греческие колонны, все просто. Есть вполне определенные акустические преимущества использования такой формы и материала. При создании нужно понимать, что дизайн дизайном, но его необходимо соотносить с функциональными идеями. Например, "Афина" 0.5 спроектирована так, что ее можно размещать и вертикально, и горизонтально. И это очень удобно.
S: Это влияет на звуковые качества?
- Она сконструирована так, что не услышишь никакой разницы. Как бы ты ее ни разместил, высокие частоты будут посередине, а средние - по краям. Колонку можно переворачивать в зависимости от того, как расставлена мебель в комнате. "Афина" вообще интегрируется куда угодно. Она выглядит очень минималистично и подходит к любому типу декора. Я видел ее с антикварной мебелью и с очень современной, - сочетается одинаково хорошо, поскольку металлическая поверхность колонок, как зеркало, отражает обстановку и цвет стен.
S: Расскажите об особенностях производства ваших колонок? Почему вы используете алюминий?
- У этого материала есть целый ряд преимуществ. Первое - из него можно сделать колонки небольшого размера. Нет никакого секрета в том, что если ты хочешь получить хорошие низкочастотные басы, у твоих колонок должен быть большой корпус. Это просто, закон физики.
Можно, конечно, поставить усилитель и заставить низкочастотный динамик работать, даже если он не способен был на это в данном корпусе. Но мы так не хотим. Мы придумали воспроизводящие звук устройства, максимально эффективно использующие данный объем корпуса. Если сравнить наш алюминиевый и традиционный деревянный корпуса, выяснится, что в нашем случае объем корпуса используется эффективнее на 75%. Если бы вы захотели добиться той же стабильности системы, что получаю я в алюминиевом корпусе, вам бы пришлось сделать деревянный корпус толщиной 22 мм. При этом толщина корпуса из алюминия - 5 мм.
S: Вы говорите, что отдали предпочтение минималистскому дизайну. Вы ориентировались на кого-либо из дизайнеров?
- Есть один дизайнер, который мне очень нравится. Это Якоб Йенсен. Я думаю, он ввел в моду тот самый минималистский стиль в акустике, который я так люблю. Он работал на Bang&Olufsen и на General Electric. Многое из того, что он сделал, стало классикой.