Архитектура тандема

квартира общей площадью 131 м2 (Москва) Олег Клодт, Александр Эрман

Дата публикации 21.01.2004

Фото: Алексей Князев

Интервью подготовила: Наталья Седякина

Автор проекта: Александр Эрман
Олег Клодт

Журнал: N10 (77) 2003

Вопрос, что существеннее в частной архитектуре - самовыражение или строгое соблюдение стиля, микс или хрупкий баланс между оригинальностью и патетикой, - решает для себя архитектурный тандем Клодта и Эрмана в своей новой работе а-ля фьюжнSALON: К какому стилю ближе квартира, которую вы сделали: к ар деко или фьюжн? Олег Клодт: Ни то ни другое. Ни один из существующих стилей мы в чистом виде не воплощаем. Для нас приоритетнее сделать интерьер, в котором люди будут жить с удовольствием, а не интерьер, в котором мы сможем самовыразиться. Для этого очень важно взаимопонимание с заказчиками. В данном случае нашими клиентами были солидного возраста люди из старой московской интеллигенции. Несмотря на то что у нас с ними большая разница в возрасте, мы подружились. Хотя поначалу они не собирались с нами работать. Супруга съездила по нескольким квартирам, посмотрела наши работы. И ей все ужасно не понравилось. После чего она позвонила мне и сказала: "Вы знаете, Олег, мне не нравится абсолютно все, что Вы делаете, но я вижу, что у Вас хороший вкус". S: Как же вы разрабатывали проект?  - Очень быстро. Поскольку, несмотря на разность наших вкусов, мы все-таки смогли найти общий язык. В этой квартире 130 кв. метров, и с точки зрения планировки мы почти ничего не меняли. В основном мы ее декорировали. Тщательно подбирали мебель, многое делали на заказ. Единственное, что мы глобально изменили, - убрали страшненький тамбур, соединяющий гардеробную комнату с гостиной. Дело в том, что гардеробная выполняет двойную функцию: не только дрессинга и кабинета, но и по необходимости спальни. Хотя в квартире живут всего два человека, сюда приезжает сын с семьей, который и останавливается в этой самой спальне. Поэтому очень важно было сделать грамотное с точки зрения эстетической и практической соединение с общей гостиной. Вообще, здесь получилось то, что лично мне очень нравится, - нечто подобное "живым" лондонским и парижским интерьерам. В том, что делается у нас, очень часто чувствуется авторский стиль, т.е. приемы - круг в плане, линии потолка и т.д. и т.п. На мой взгляд, квартира не должна служить проявлением авторского начала, квартира - это когда понятно, удобно, уютно. В нашем случае мы старались достичь эффекта, как будто апартаменты построены не только что, а давно и уже присутствует некая нота обжитости. S: Получается, что авторский стиль не должен превалировать над архитектурой?  - Совершенно верно. S: Таким образом, частную архитектуру должны определять вкусы заказчика?  - В общем, наверное, нет. У заказчика очень часто бывает "сверхидея", но он по большому счету не представляет, что это такое в действительности... Поэтому архитектор в некотором смысле должен быть еще и психологом. Он должен, не ломая первоначальную "высокую" идею заказчика, сделать нечто, что проинтегрирует его внутренний мир. S: То есть, в соответствии с вашей философией, в частной архитектуре не существует чистых стилей. Любой стиль очеловечивается?  - Это на самом деле так. Понятие "стиль" в современной жизни отсутствует. Все - эклектика. Существует, например, стиль а-ля Клодт и Эрман, а не стиль ар деко, репродуцированный мастерской Клодта и Эрмана. S: В современной архитектуре у вас есть кумиры?  - Есть один человек, на которого мы ориентируемся в интерьерах, - Филипп Старк. Мне нравится абсолютно все, что он делает. S: Но это авторский стиль. Ключевое слово все-таки - "стиль".  - Совершенно верно. Уникальность его интерьеров в том, что они всегда "попадают" туда, куда нужно. Не сказать в цель, но в некую сверхактуальную "струю", что ли... S: Правильно, потому что они никуда и не целятся.  - Да. Потому что Старк - гений. А я нет. Это ведь старковская фраза "Лучше я сделаю безобразно, но не банально"? Я так не готов мыслить. Во всяком случае, пока не готов. S: У вас есть некие превентивные меры противбанальности?  - Конечно, есть. На уровне ощущений. S: Как вам удается работать в тандеме? Вы не спорите?  - Вы знаете, меня самого это очень сильно удивляет. Мы не спорим особенно сильно. У нас взаимопонимание. Олег Клодт: "Это не ар деко и не фьюжн. Мы не преследовали цель воплотить какой-то стиль в чистом виде. Для нас было важно сделать интерьер, в котором люди смогли бы чувствовать себя комфортно. Поэтому мы даже старались придать апартаментам некую нотку обжитости, в связи с чем декорировали их особенно тщательно. И многое из мебели сделали на заказ".