Авангард в Денежном переулке

"Микс" из готики, барокко и модерна, - в этом особняке необычно все - и удивительная история, потрясшая мир, и художественная ценность здания

Дата публикации 20.01.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Татьяна Константинова

Журнал: N10 (66) 2002

Особняк в Денежном переулке заслуживает особого внимания. В нем необычно все - и удивительная история, буквально потрясшая мир, и художественная ценность здания. Столь оригинальной эклектики, пожалуй, больше нет нигде. Настоящий "микс" из готики, барокко и модерна. Однако смешение стилей вовсе не означает отсутствия вкуса. Наоборот, изящно оформленные и богато декорированные анфилады комнат - яркий образец гармонии и совершенства Район Арбата всегда считался очень престижным. И поэтому Павел Берг, золотопромышленник, владевший сибирскими приисками, посоветовал своему сыну строиться именно здесь. Собственно, Берг-младший был и сам человек небедный: ему принадлежали чугунолитейные заводы, текстильные мануфактуры и сахарорафинадное производство. С такими миллионами можно позволить себе выбирать. Он приобрел дом знаменитого писателя Загоскина. И тут же сломал, поручив в 1897 году известному московскому архитектору Бойцову строительство двухэтажного особняка с флигелями. Бергу хотелось иметь дом непременно в духе времени, но не уступающий в роскоши дворцам высокородных дворян. Зодчий пошел на компромисс, создав архитектурный шедевр, где совершенно разные стилевые явления, гармонично дополняя друг друга, создают неповторимую красоту. Великолепие поражает с первых же ступенек, ведущих в холл первого этажа. Свод потолка, оформленный тончайшей лепкой сложного орнамента, держится на четырех парах колонн. Сходство с диковинной беседкой предвосхищает торжественное вхождение по мраморной лестнице в следующий, центральный холл, выполненный в стиле Тюдоров. Здесь все сплошь из дерева: настенные панели, остроконечные резные порталы готической формы, обрамляющие двустворчатые двери, ажурные детали сказочного балкона... Атмосферу Средневековья довершают старинные гобелены, мебель с потрясающей резьбой и клавесин с открытыми на пюпитре нотами мазурки и менуэта. Освещает это "темное царство" в дневное время стеклянный потолок - фонарь со сложным переплетением тонких тяг. Поднявшись по изумительной деревянной лестнице на второй этаж, сквозь арку с выдвижными дверями (архитектурное чудо конца XIX века) попадаешь в парадный зал. Роскошный потолок оформлен живописными пасторальными сценками в сочных красках, по золоченому фризу вылеплены медальоны с симпатичными амурчиками. Барочная тема блестящей лепнины продолжена в настенных украшениях - мраморных пилястрах с позолоченными капителями и зеркалах, обрамленных витиеватыми гирляндами из цветов и фруктов. Но светильники при этом в стиле модерн: бра и люстры матового стекла, украшенные эмалью, цветными каменьями и бронзовыми драконами. Мягкая мебель обита тканью пастельных оттенков. Особое восхищение вызывает диван в форме раковины с затейливыми золочеными резными украшениями - "соломенной" шляпкой и корзинкой цветов. Одна из арок ведет в красную гостиную. Она небольшая, но очень яркая. Возможно, благодаря роскошному живописному плафону: среди кустов сирени и ярких пионов прогуливаются экзотические павлины. Вокруг плафона (так же, как и в зале) много золоченой скульптурной лепнины. Однако здесь главной героиней ее выступает Диана-охотница. "Боевой" дух подкрепляет ампирная мебель на ножках-лапках. Говорят, она осталась еще от первых владельцев. А стало быть, помнит одного из прежних хозяев особняка - посла Германии графа Вильгельма фон Мирбаха-Харфа. 6 июля 1918 года в здание вошли левые эсеры Блюмкин и Андреев. Размахивая удостоверениями ВЧК, они потребовали срочной встречи с Мирбахом. Граф нехотя согласился и вышел к ним в красную гостиную, но тут же был застрелен из револьвера. Это была попытка сорвать Брестский мир и начать немецкую интервенцию против большевиков. Увы, преступники сбежали через окно, а на следующий день посольство посетили Ленин и Свердлов. Причем Ленин свои извинения произнес на чистейшем немецком языке... О столь важном историческом событии, имевшем место в этом особняке, безусловно, известно и нынешним его владельцам - полномочному послу Италии в России господину Джанфранко Факко Бонетти и его супруге Иоганне. Однако времена уже другие, и трагическая сцена в красной гостиной стала теперь легендой мировой истории. Здесь с истинно итальянским гостеприимством часто устраиваются приемы, деловые встречи. "Когда в этот дом приходят гости, - говорит г-н посол, - он становится фантастически прекрасным. Потому что, хотя в нем и без того много блеска и позолоты, присутствие гостей словно еще больше "освещает" его. Вообще мне доставляет огромное наслаждение жить в столь замечательном особняке. Я люблю старинную архитектуру. И мне приятно, что многое в России сооружено итальянцами. Еще задолго до того, как наши зодчие воздвигли Кремль, их уже приглашали русские князья. Например, в одном из храмов Владимира в VIII веке деревянные скульптуры ваяли итальянские мастера. Удивительным образом они умели приспосабливаться к традициям России. Кстати, мы планируем организовать выставку на тему "Культурные связи Италии и России". Мы с супругой очень любим современное искусство. И уже лет тридцать коллекционируем картины. Многое приобрели в Москве еще в начале 80-х..." Стоит отметить, что г-жа Иоганна Факко Бонетти обожает заниматься дизайном и флористикой. Поселившись в старом особняке, Иоганна внесла свежую струю в его облик. Так случилось, что висевшие здесь картины мастеров неаполитанской школы пришлось отправить в музей Неаполя. Тогда г-жа Факко Бонетти решила повесить кое-что из современной живописи. Получилось замечательно: авангард в роскошной оболочке! Эклектика, таким образом, достигла в особняке апогея. Ведь остальные комнаты выполнены в стиле модерн, который сам по себе - эклектика. Итак, стиль модерн распространился на личные апартаменты г-на посла и его супруги. Предвосхищает их голубая гостиная слегка изогнутой формы. Лепнина потолка выполнена здесь на растительные сюжеты, в центре которых медальоны с нежными силуэтами бабочек. Еще более выразительны чудеса модерна в будуаре: зеркальная дверь с выдвижными зеркалами (чтобы видеть себя со всех сторон) и светильник - ручной работы, из посеребренной бронзы. Стены обтянуты плотным хлопком с вытканными хризантемами, такие же шторы и обивка мебели. В доме до сих пор ощущается чарующая, утонченно-прекрасная аура... Та, что "обосновалась" здесь с давних времен.