Автографы двух эпох

московская квартира общей площадью 340 м2 Надежда Чернигова, Риан Ахметзянов

Дата публикации 14.01.2005

Фото: Дмитрий Лившиц

Текст: Надежда Налимова

Стилист: Алексей Онищенко

Автор проекта: Надежда Чернигова
Риан Ахметзянов
Сергей Ширяев

Журнал: N9 (87) 2004

Рококо и классицизм. Эти два стиля (оба - наследие XVIII века) легли в основу художественного решения квартиры, созданной по проекту Надежды Черниговой. Первый несёт в себе утончённость, любовь к роскоши, рафинированный эстетизм, второй - рациональную ясность построения пространства и формы Стиль Светлые, нежные цвета, стены, обитые шёлковой тканью, плафоны с ажурной декоративной лепниной - таков антураж. Мягкие диваны и кресла на изогнутых ножках, консольные столики с огромными зеркалами в изящных позолоченных рамах, роскошные бронзовые и стеклянные светильники - таково предметное наполнение. Отточенный и многогранный синтез декорации и предметов убранства воскрешает дух эпохи Регентства и Людовика XV. Стилевой источник угадывается безошибочно: рококо, самый утончённый стиль из когда-либо существовавших. Именно в такой атмосфере хотели жить хозяева квартиры. Пространство Но изысканная артистическая оболочка рококо скрывает под собой классицистическую, рациональную основу. "В организации пространства мы стремились уйти от криволинейности, алогичности рокайля, склонного пренебрегать всем разумным, конструктивным", - говорит Надежда Чернигова. Действительно, в анфиладном построении комнат, геометрической правильности планировки, равно как и в строгом рисунке многих архитектурных деталей (порталов, плафонов, колонн пышного коринфского ордера), угадываются реминисценции другого стиля - классицизма времён Людовика XVI или даже ампира. "Ввести в рокайльный интерьер классические мотивы и рациональность пространственной структуры - это была наша идея, с которой согласились заказчики", - вспоминает Надежда. Декорация Но всё же рациональное начало не является определяющим, поскольку всё, что окружает человека, - мебель, посуда, утварь - несёт настроение беспечности, игривости, утончённой декоративности. Эта декорация скрывает под собой и многие атрибуты современного быта. В квартире, буквально нашпигованной "умной" техникой, ни один прибор не оставлен в поле зрения. Всё оборудование спрятано за деревянными панелями, зеркальными дверцами и створками шкафов. Даже плазменные телевизионные экраны в гостиной, спальне и кабинете открываются только на время просмотра. "Этой стороне мы старались уделить особое внимание, поскольку стиль галантного века не терпит присутствия предметов, посторонних своей эстетике". Надежда Чернигова: "Стилистика этой квартиры в целом была выбрана заказчиками. Организация пространства ближе к строгому дворцовому стилю, а в мебели и декоре господствуют рокайльная прихотливость и камерность".