Азбука деталей

квартира общей площадью 140 м2 Нина Прудникова, Наталия Полякова

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Людмила Федорова

Автор проекта: Нина Прудникова
Наталия Полякова
Юрий Карпенко
Георгий Карпенко

Журнал: N2 (7) 1996

...Особых изменений в планировке новые хозяева поначалу не предполагали - ведь нанизанные на длинный коридор комнатки разной величины вполне соответствуют нашему стереотипному образу современного городского жилья; предполагалось нечто вроде "евроремонта", только более индивидуальное. Архитекторам, проводившим весь цикл работ: разработку проекта, авторский надзор над строительством, закупку мебели, подбор аксессуаров, - пришлось, таким образом, взять на себя и некоторую просветительскую миссию, которая, впрочем, облегчалась доверительным вниманием заказчиков. Никаких экстравагантных приемов создатели интерьера не предусматривали: квартира виделась им "нормально функционирующим человеческим пространством". Гуманизм, пользующийся в наш постмодернистский век не такой уж большой популярностью в архитектурной среде. Как говорил герой одного романа начала века, кстати художник: "Люди так далеко отошли от понятного, что только понятное их и ошарашивает". Главное, в чем стремились убедить будущих хозяев, - это необходимость создания новых пластических форм интерьера. Взаимоперетекающие пространства, кухня, открытая в гостиную, - азы европейского жилья, которую постепенно постигает отечественный заказчик. Вечные ценности Задача архитектора, создающего домашний интерьер, считает Нина Прудникова, не в том, чтобы выразить себя в вычурных деталях и навязать свое постоянное незримое присутствие будущим жильцам. Уж лучше пусть хозяева забудут о своем архитекторе и живут в уютном, теплом доме, эстетика которого покоится на добротных вещах и вечных ценностях. Нина предпочитает классические приемы, проверенные веками, - они не утрачивают со временем своей ценности, и в сущности, не претерпевают изменений. Так антикварная мебель, сколько бы не менялась мода, сохраняет свое значение и благородство. Ядро интерьера - "общая" часть квартиры: холл, гостиная, кухня-столовая. Здесь могут собираться все члены семьи, а потому именно здесь сосредоточены знаки традиционных представлений о домашнем уюте, собирающем разрозненные человеческие миры в гармоническое единство. Мягкая, переливающаяся гамма цветов - бежевый, терракотовый, золотистый - создает ощущение тепла, к которому стремились авторы. Массивные деревянные рамы, балки, мебель - все служит этой цели, и цветом, и фактурой дерева. Стекла в ложных окнах гостиной, зрительно расширяющих пространство, слегка тонированы, чем поддерживают тему домашнего тепла. Белые стены в комнатах не разрушают общего впечатления; белый цвет вполне логичен в этом интерьере, насыщенном декоративными деталями. - Дом неукрашенный, недекорированный подобен человеку без улыбки: такой не даст хорошего воспитания детям, не привьет им вкус, желание любить и беречь свой дом... Мелочи жизни Снова возвращаемся к нашей излюбленной теме: как неуловимые мелочи делают явление быта произведением искусства. Шторы повторяют рисунок мебельной обивки. Керамика, корзины, подушечки - все эти милые детали символизируют некий домашний идеал. Наиболее интересные места - ниши, картины - акцентированы светом. Мягким, рассеянным - от галогенных светильников. Загадочным и уютным - от больших абажурных ламп (верхний свет мыслится как запасной). Казалось бы, что может быть нового: диван с двумя креслами по бокам или другие, столь же знакомые группы? Но освещение, цветовое решение, место в общем контексте, украшенном и обогащенном деталями, позволяют воспринимать их как неожиданность, маленькую творческую находку, из которых и складывается облик человеческого жилища. - Отдельные группы предметов должны цветом и графикой дополнять весь ансамбль. Лицо интерьера - декоративная обработка оконных проемов и осветительной аппаратуры. Кусочки, собирающие внутреннее пространство дома, - это еще и скульптуры, гравюры, картины (иногда картины для интерьера пишут сами его создатели). Нужно подбирать их не только по содержанию и настроению, но и по цвету, по общему тону. Так в охристо-золотой и бежевой гостиной уместной оказалась "Шоколадница". И старинные гравюры, и скульптура в полуарке по оси квартиры, и массивная добротная мебель строгих и чистых линий воспринимаются как цитаты из "английского" стиля, ассоциируясь с такими понятиями, как достоинство, спокойствие, благородство. Даже объемные настольные лампы в гостиной, похожие на китайские, все равно возвращают нас в Англию с ее склонностью к китайской стилистике. Кухня столь же недвусмысленно отсылает нас к британской по истокам поэтике домашнего очага: низкая плита с вытяжкой задуманы так, чтобы напоминать собой камин; рядом - большой обеденный стол. Единство общего и частного Итак, в интерьере сформировано обширное сквозное пространство, объединяющее прихожую, холл, гостиную и кухню-столовую. Здесь происходит общая, семейная жизнь. Нейтральная зона - ванная комната, ослепляющая белизной, удвоенная в широком зеркале. При этом у каждого члена семьи есть свой индивидуальный мир, обособленный от окружающих. В планировке квартиры - это три детские и комната родителей, из которой предусмотрен выход в отдельный санузел. В каждом из этих помещений представлен полный набор для работы и отдыха - и платяной шкаф, и кровать, и рабочее место. Если родительская спальня, еще не полностью завершенная, будет в общем повторять стилистику общей зоны, детские имеют более авангардный облик. В смягченном виде здесь читаются элементы конструктивистского стиля, который сами авторы склонны трактовать как офисный. Комнаты сыновей, расположенные друг против друга, имеют одинаковую мебель, но в различных комбинациях - отдельные предметы тут вообще легко могут меняться местами. - В организации интерьера надо стремиться к мобильности всех элементов: скучно все время жить в одной обстановке, носить все время одну и ту же одежду. Новые акценты в оформлении жилища приносят положительные эмоции. Индивидуальность каждой из комнат придают и различные цветовые решения: оттенки красного в одной, зелено-голубые тона в другой - при одинаковой колористической основе стен. Комната дочери по желанию хозяйки решена в розовом цвете. В детских заложена способность к трансформации, развитию - в соответствии с изменениями в мировосприятии их хозяев. Единство обеих зон, общей и частной, подчеркнуто одинаковым ковровым покрытием в комнатах; в прихожей, холле и кухне пол выложен подогреваемой плиткой. Концепция планировки и дизайна интерьера складывалась уже непосредственно в ходе работы. Поначалу предполагалось выдержать все убранство квартиры в едином стиле, однако ошибка фирмы, приславшей мебель разного цвета, спутала карты. Пришлось срочно разрабатывать новый вариант, который, по мнению авторов, оказался интересней прежнего, открывая неожиданную возможность для "внутреннего диалога" разных зон и помещений. Авторы, выходит, остались довольны. А заказчики? - Честно говоря, они такого не ожидали. И несмотря на то, что работа еще не полностью завершена, торопятся скорее переезжать сюда и приглашать гостей уже в новый дом. Мы же надеемся, что здесь будет уютно, удобно и тепло. И гостям, и хозяевам.