Белая грамота

московская квартира общей площадью 164 м2 Тариел Жоржолиани

Дата публикации 09.12.2001

Текст: Ольга Короткова

Фото: Александр Камачкин

Автор проекта: Тариел Жоржолиани

Журнал: N9 (65) 2002

История этой квартиры не менее занимательна, чем "история" самого интерьера. Заказчик вернулся в квартиру своего детства - теперь, через много лет, которые миновали с той поры. Но возвращение, как всегда и бывает, состоялось совершенно не так, как это можно было представить когда-то Теперь здесь все иначе, и единственная связующая нить с детством - нисколько не изменившийся московский дворик. Да и квартира, былая двухкомнатная, заметно "выросла": две плюс три комнаты до реконструкции обратились в число четыре. И расположение новых помещений тоже заметно "сместилось" относительно первоначальных координат: стены перенесли, многие пришлось убрать вовсе. Такое решение не новость, но упоминание о планировке имеет существенное значение, так как в этом проекте Тариела Жоржолиани трактовка пространства включает целостный, единый подход на пути к общей "белой" идее. "Планировка должна быть естественной и незаметной, что ли, как бы знакомой всякому, кто в первый раз вошел сюда: "подсказать", где подразумевается гостиная, кухня, должна сама привести в кабинет, дальше она увлечет в спальню и так далее... То есть планировка призвана способствовать свободной ориентации в пространстве квартиры, - рассказывает архитектор. - Такое построение очень важно и грамотно именно потому, что человеку в таком доме хорошо - это помогает "переключаться" в режим отдыха, спокойствия, быть самим собой, наконец". Тот, кто проводит в этой квартире вечера - или в одиночестве, или в обществе близких людей, - любит Битлз, Вуди Аллена и Пелевина. Что не препятствует ему иметь библиотеку классической литературы, богатую музыкальную коллекцию, завидное собрание книг и альбомов по искусству: самостоятельная и очень важная роль отведена комнате для прослушивания музыки. Кабинет с книжными полками, письменным столом, множеством удобной техники для работы тоже не периферийная часть домашнего досуга. Планировка подчеркивается и цветом: чем дальше по пути из гостиной через кабинет в спальню, тем больше интерьер насыщается цветом горького шоколада - мебель из венге образует спокойный логичный противовес. Тому цвету, который в квартире самый главный, - белому. Это тезис, который не нуждается в лишних доказательствах. Самодостаточный белый, осторожно и аккуратно подчеркнутый каждой линией, плоскостью, даже углом преломления стен (45°, 90°, 135° - всякий раз величина продумана особо), организует психофизику пространства, настроение, свет. Белые стены и потолок, белые полки, белая кожаная мебель, пол из выбеленного дуба. Но молочная белизна на самом деле далеко не так бела, как кажется. Архитектор по образованию и по призванию, Жоржолиани еще и живописец. Причем из тех редких профессионалов, кто убежден, что "с цветом нужно обращаться чрезвычайно осторожно: он требует сугубой тщательности, у каждого - своя сложная грамота". Кроме того, цвет на полотне и цвет в трехмерном пространстве существуют по разным законам. Использование этих правил в интерьере для архитектора представляет, по признанию автора проекта, увлекательную затею. Так, потолки в доме невысокие, и "приподнимает" их тонкая игра оттенков: холодный серый, которым выписаны плоскости, контрастируя с ослепительно белым, образует "высоту" и объемность. Резкие прямые линии подвесного потолка, подчеркивающие зонирование пространства, Жоржолиани называет "оптимально чистым решением". Вспоминая начало работы, архитектор открывает странный секрет: "Мне трудно иногда понять логику своего поведения. Главные решения приходят неожиданно, внезапно: здесь это конфигурация потолка, взаимное расположение плоскостей и цвет. Все в равной степени важно. Посмотрите, вот та стена, напротив, отнюдь не белая - она серая! Но, будучи напротив окна, она кажется снежной белизны. А та, которая под прямым углом, - совершенно белая. И так по крайней мере два цвета, разные оттенки использованы всякий раз, когда встречаются две плоскости". Конечно, неопытный зритель ничего этого не замечает, интерьер видится монохромным, и это входит в авторскую "живописную" задачу. В одном модном романе про знаменитого художника есть замечательное в своем роде описание картины: "Холст, масло. Полностью белая. В данном случае на картину следует смотреть сбоку: холст сплошь покрыт мазками белого цвета". Кажется, это многое объясняет. Тариел Жоржолиани: "То обстоятельство, что в этом проекте заказчик предоставил мне полную творческую свободу, обусловило определенную сложность: слишком высока доля ответственности. Так как тот, для кого создавался интерьер, - человек с безупречным вкусом, разносторонним интеллектом, многообразными и "отточенными" интересами. Нелегко было "угадать" ту эстетику, которая способна подчеркнуть индивидуальность хозяина и идеально соответствовать его внутреннему миру".