Библиотека мировой классики

квартира на Старом Арбате общей площадью 136 м2 Вага Карабащян Реконструкция классического стиля в стенах квартиры на Старом Арбате. Жилище, сохраняющее черты прошлого

Дата публикации 05.08.2001

Фото: Михаил Степанов

Текст: Ирина Крейнина

Автор проекта: Вага Карабашян
Давид Левонян
Александр Карабашян
Анастасия Павлотос
Глеб Коржов
Илья Авруцевич
Надежда Сидорина
Светлана Волкова
Любовь Сучкова

Журнал: N5 (61) 2002

Квартира на Старом Арбате не просто привлекательный объект недвижимости. Новый владелец такого жилья вместе с квадратными метрами получает доступ к определенным пластам истории, приобщается к духу поколений, некогда здесь обитавших. Хозяева выбирали квартиру долго и тщательно. Им хотелось, чтобы даже после перепланировки и отделки новое "издание" классики полностью не утратило своего первоначального духа, которым прототип обладал от рождения. Они мечтали о том, чтобы эта квартира стала настоящим домом, сохраняющим черты прошлого, неким подобием родового гнезда, которое издавна переходило по наследству от поколения к поколению. Подлинные старинные элементы интерьера, увы, были в безнадежно-плачевном состоянии - до такой степени, что даже грамотная реставрация не могла вернуть их к полноценной жизни. И архитектор Вага Карабашян предложил своим заказчикам реконструкцию - но не былого интерьера в частностях и подробностях, а именно стиля. Если точнее, то и не стиля как сложившейся эстетической данности, а целой системы приемов, которые "разворачивают" в нашем представлении всю ретроспекцию мировой классичности. Если говорить о "первоисточниках", то их как минимум три. Во-первых, это та эпоха, которая и стала родоначальником понятия "классика", - античность. Скульптурный фриз со сценами из древнегреческой мифологии и светильники ручной работы из оникса являются прямыми цитатами из античности и служат изысканным украшением торжественно-спокойного "одеяния" парадной залы. Роспись фриза в круглом холле "созвучна" лепнине на фасаде дома и, таким образом, связует квартиру и фасад, а новый интерьер воспринимается в этом смысле как провозглашаемая аутентичность. Во-вторых, заново отделанная квартира наследует многие приметы и черты русского особняка XIX века. Например, ротонда отсылает зрителя к дворянскому быту александрийской эпохи. Нет никаких сомнений, что парадная ротонда рассчитана на то, чтобы поразить зрителя. Она призвана произвести на гостя первое "ударное" впечатление. И авторский "прогноз" полностью себя оправдывает. И наконец, в отделке камерных помещений чувствуется стилистика, скорее близкая эпохе Достоевского и Толстого - здесь "царит" сдержанная атмосфера интеллигентского жилья, характерная для второй половины золотого века русской культуры. Об этом говорят и настенная роспись, и светильники, и картины, и шторы, и даже форма дверных ручек, скопированные по старинным иллюстрациям. Самый безупречный проект не даст должного результата без тщательного строительного исполнения. В данном случае интеллигентный облик квартиры удался во многом благодаря корректной, скрупулезной технике воплощения. Не всякий согласится сделать двенадцать выкрасок стен в гостиной: верный тон найден именно так. При пасмурном дневном свете он создает ощущение звонкого холодного воздуха, а при солнечном и электрическом освещении - словно чистая теплая вода... Такое точное попадание воистину близко к совершенству, достойному богов, которые благосклонно взирают со стен ротонды на гармоничный классический интерьер. Вага Карабашян: "Жилая среда не должна превращаться в театральную декорацию. Необходимо правильно построить пространственные оси, точно и сдержанно расставляя акценты на выигрышных элементах композиции. Пространство, свет и воздух можно превращать в отличный рабочий материал даже в выдержанной стилистике классического интерьера. Но самое главное - предельно внимательное отношение к деталям и качеству исполнения. Только в этом случае можно рассчитывать на результат, полностью удовлетворяющий обе стороны - и автора и заказчика".