Бидермайер

Бидермайер - стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ничего принципиально нового для него изобретать не пришлось. Достаточно было взять за образец аристократический ампир и приспособить его для уютной домашней жизни

Дата публикации 14.01.2005

Стилист: Сергей Астапов

Материалы подготовила: Юлия Сахарова

Журнал: N9 (87) 2004

Так звали скромного немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust - "увеселительные песенки Бидермайера") Бидермайер - стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ничего принципиально нового для него изобретать не пришлось. Достаточно было взять за образец аристократический ампир и приспособить его для уютной домашней жизни. В этом деле очень пригодился опыт английских мастеров XVIII века. Переехав из дворцовых залов в меблированные комнаты, ампир потерял величие, но приобрел комфорт. От ампира бидермайер унаследовал простоту, лаконизм и кое-какие архитектурные детали: колонки, пилястры, карнизы, элементы "античного" декора. От английской традиции - стремление к практичности. И хотя публика посолиднее, стараясь не отстать от аристократии, заказывала обстановку из красного дерева, более типичны были вишня, береза, клен, груша. Древесину старались не красить, сохраняя красивую фактуру. Вместо шелковых обивок в ход пошел веселенький ситчик в цветочек и полосатый репс. Ткань, как правило, крепится очень характерными гвоздиками с большими фарфоровыми шляпками. Стены комнат - большие плоскости, лишенные каких-либо архитектурных украшений, - декорировались обоями, которые обычно повторяли рисунок обивки мебели. Простота формы компенсировалась яркостью цветов. Популярнейшим предметом обстановки становится стол. Потребитель много читает, пишет, играет, любит покурить, хочет куда-то поставить цветы, и для каждого случая свой стол или столик. Сентиментальные люди охотно покупают секретеры с потайными ящичками для хранения интимной переписки. Большим спросом пользуются придуманные англичанами конструкции с раздвижными столешницами или откидными крышками. Функциональность вещи ценится очень высоко. Стулья, кресла, диваны делают все больше с изогнутыми спинками и подлокотниками. Возвращается мода и на гнутые точеные ножки. Так что бидермайер 1830-х годов нередко сравнивают с рококо. Типичный предмет обстановки - небольшой шкаф с одной фанерной дверцей. Столяры покрывают двери и стенки корпусной мебели тонкими листами, которые со временем не кривятся и не коробятся. Фанеровке подвергаются даже ножки и подлокотники кресел и диванов. Кровати делают простые и удобные и без всяких балдахинов. Главным местом в доме становится гостиная, копировавшая аристократический салон. Но в отличие от него это не только место, демонстрирующее статус и благосостояние, но и нормальная жилая комната. Удивительно, но это вторичное в общем-то явление сегодня ценится выше оригинального. Может, потому, что присутствие в доме бидермайера равнозначно наличию родословной. А присутствие "людовиков" - наличию денег. Вернуться в "Библиотеку стилей"