Бисквит по рецепту декоратора
Декоратор Альбина Назимова о любви и нелюбви
Альбина Назимова оформляет рестораны, похожие на гостиные в добропорядочном доме; делает казино, непохожие на казино; спортклубы, которые легко можно перепутать с фотогалереей. И говорит, что всё это она делает для себяSALON: Вы известны как декоратор рафинированных общественных заведений. "Бисквит", "Архитектор"... Вы делаете и частные интерьеры. Расскажите, как Вы приступаете к работе? Есть у Вас какие-то железные принципы?
- В своё время я попала в Париже к парикмахеру, человеку с международным именем. (Она перестригла кучу знаменитостей, Катрин Денёв в том числе.) Так вот, она задала мне всего три вопроса. Первый вопрос: кем я работаю. Второй вопрос: сколько времени я занимаюсь собой по утрам. И третий: одежду каких дизайнеров я ношу. Всё. И постригла потрясающе, больше такое никому не удалось повторить. И у меня есть несколько вопросов к людям, даже к тем, которых я хорошо знаю. (Потому что я жизнь с ними не прожила, и, может, чего-то сокровенного я не в курсе.) Я спрашиваю про цвета, которые человек не любит.
Любимые сочетания могут быть, могут не быть, может, человек об этом вообще не задумывался. Но вот что человек не любит, он обычно знает. Так же, как знает про нелюбимую еду. Ещё я всегда спрашиваю, какой образ жизни ведут хозяева. Cколько людей бывает в доме в течение недели или в течение месяца. Или сколько людей приходит на праздник. От этого зависит структура дома.
S: И всё?
- В остальном я принимаю решения сама. Меня, скажем, нельзя попросить покрасить стены в другой цвет. Меня устраивает только данный цвет. И всё. Я могу перекрасить, если мне не нравится самой. И вообще я всегда в состоянии обсуждать только готовую работу. Я не готова обсуждать цвет этой стены, если на фоне этой стены не стоит та лампочка, которая должна стоять, если не лежит тот пол, который должен здесь лежать, не стоит тот шкаф, который должен здесь стоять, если нет креслица, на котором должна лежать та самая подушечка.
S: А как же будущий жилец получает представление о том, что получится в итоге?
- Я не делаю эскизы. Вы, заказав что-то у меня, не можете попросить картинку. Я не буду её рисовать.
S: Все декораторы так работают?
- Все декораторы и все архитекторы, как правило, рисуют картинки.
S: Вы такая особенная?
- Я не особенная, я просто вредная. Я считаю, что рисование картинок - это отдельная дисциплина. Я с самого начала говорю: я сделаю вам, но для себя. (Смеётся.) Поэтому это должно нравиться мне. А у меня это и так в голове есть. Ко мне нельзя прийти и сказать: нам нужно то-то, то-то, то-то. Мне можно показать пространство, и тогда я скажу: я хочу то-то, то-то и то-то.
S: Вам так доверяют?
- Нет, просто у меня есть куча людей, с которыми у меня совпадают ощущения. Вот, скажем, мне очень нравятся какие-то европейские стили. Ну, не городские, а стиль Прованса, Тосканы. Тоскана городская - это палаццо. Какой дурак декоратор откажется от того, чтобы сделать палаццо? У нас нет палаццо, у нас физически их не существует. У нас есть несколько зданий, построенных в этом стиле на рубеже веков, но там сидят учреждения, и люди не приходят заказывать такие интерьеры.
И когда пришёл Аркадий Новиков и сказал: "Я хочу тосканский домик", я ответила: "Я тоже хочу тосканский домик!" (Смеётся.)
Так что есть несколько человек, которым я верю, с которыми я готова обсуждать структуру помещения и атмосферу. Всегда. Потому что иначе у человека будет синяк на ноге от неудобно стоящего стола. Я у себя дома с этим мирюсь: мне в моём доме не всегда удобно, но мне важно, чтобы мне просто нравилось. А за что будут страдать другие люди? Ради чего? (Смеётся.) Конечно, я буду под них подстраиваться.
S: Что Вы подразумеваете, когда говорите "делаю для себя"?
- У меня нет задачи самовыразиться. У меня есть задача сделать максимально приближенную к людям ситуацию, и при этом чтобы мне там было не противно. Вот и всё. А так как я по основной профессии реставратор, то в этом мне помогает именно первая профессия. (Она же, собственно, и последняя.) Реставратор, работая над картиной авангардной живописи, думает и делает в пределах этой картины, этой школы. Когда он имеет дело с XVIII веком, реставратор тоже существует, и думает, и принимает решения в рамках данной картины. Он всегда жёстко подчинён ситуации, в этом и заключается профессионализм. Поэтому насколько отличаются люди, настолько отличаются их дома.
S: С чего Вы начинаете "думать" дом?
- Со стенок. Обычно они уже есть. Обычно далеко не уйдёшь: есть печка, от которой пляшешь. И тогда я просто привязываюсь к каким-то базовым вещам. Вот человек собирается переезжать, и вот вещи, с которыми он в состоянии расстаться, и есть вещи, с которыми он не в состоянии расстаться. Это данность. Дальше у меня есть варианты: переодеть, переобить (это что касается мебели), перекрасить, оттонировать. Есть вещи, которые можно адаптировать к среде. Я, например, люблю поношенные вещи. Костюмчик должен быть чуть- чуть помятый, а вещи чуть-чуть поношенные.
Могу плясать от любимой пепельницы, мне всё равно. Ну потому что любой предмет делал дизайнер, и когда он его делал, у него в голове было что-то. Если это что-то положить себе в голову, посмотрев внимательно на вещь, то можно создать нечто осмысленное... Большая пластика, мелкая пластика.... Большой разницы нет.
Могу плясать от цвета. У меня есть товарищи, я очень долго не могла найти баланс между мужем и женой, в смысле их привязанностей, а потом заметила элементарную вещь. Она принимает любой объект, любой формы... крашенный красным цветом. Они думали, что у них есть какой-то антагонизм в семье, а выяснилось - никакого, если он красного цвета. (Смеётся.)
Иногда бывает, что людям нравится картинка белая: белые стены, белая мебель, на стенах ни одной картины... Смотрю, а там, где они живут, нет белого цвета вообще, сложные фактуры тканей, стены завешаны картинами. Хорошо, говорю, делаем так. "На стены повесим что-нибудь?" - "Да. Конечно". - "Белые диваны и ваши пять детей - это они (диваны) выживут?" - "Да господь с Вами. Какие белые диваны". И так постепенно выясняется, что всё, что им нравится на картинке, им совершенно не подходит. Но если вовремя не начать с ними разбираться, у них была бы полная уверенность, что они мечтают переехать именно сюда, в то, что они показывают. На самом деле это приходит с практикой, это то же самое, что у женщин - одеваться. Каждое утро, открывая шкаф и принимая решение, какую кофту надеть с этой юбкой и чем это разнообразить или не разнообразить, женщина проходит тренинг. Она делает выбор осознанно. Если она так же будет относиться к вещам, которые покупает, то сама сможет сделать себе интерьер. И не нужен ей никакой декоратор. В смысле домоводства. Ровно потому, что хороший профессионал, наверно, меньше всего будет слушать вас. То есть он выслушает при первой встрече, а если вы начнёте через месяц менять показания, это ваши проблемы.
S: А когда профессионал нужен обязательно?
- Если вы хотите другую историю. Если же вы хотите квартиру или дом на грани с искусством, это уже со-о-овсем другая дисциплина. Тогда вы должны пойти на поводу у архитектора или декоратора, которого вы выбрали.
Возьмём такую ситуацию. Я художник по образованию, я иду на выставку. Я смотрю картины и понимаю, как это написано. И вдруг я вижу картину - и не понимаю, как это написано. Но она мне страшно нравится. Понимаете, да? Человек должен оказаться перед такой "картиной". Он должен оказаться перед дизайнером, когда он (человек) не понимает, как это сделано, но хочет, чтобы это было так. А большинство же обращается к архитекторам и декораторам с таким ощущением, что они точно знают, чего они хотят. Но им