Будущее дизайна интерьеров: 8 экспертных мнений

Анализируя прошлый год, наши эксперты уверенно смотрят в будущее и строят свои прогнозы на то, каким оно будет.

Дата публикации 22.02.2023

Материал подготовила: Елена Ефремова

Фото: пресс-служба

Журнал: Salon Interior 02/2023

Олег Клодт: «Стиль нашего бюро изменился — фокус сместился на современный дизайн в целом, натуральные материалы, яркие цвета и разнообразные фактуры»

Олег Клодт, архитектор и основатель бюро Oleg Klodt Architecture & Design. Анна Агапова, креативный директор Oleg Klodt Architecture & Design, сооснователь бренда O&A London.

«Наше бюро всегда было сфокусировано на работе с частными клиентами, но в этом году, в силу происходящего в мире, пропорция пришедших новых заказов существенно скорректировалась. В начале 2018 года мы только начали работать с девелоперами и к 2020 году создали отдел девелоперских проектов. Именно в этом году частных клиентов стало несколько меньше, а число девелоперских проектов резко выросло. Стиль нашего бюро тоже изменился — фокус на традиционных стилях, таких как неоклассика и ар-деко, сместился на современный дизайн в целом, натуральные материалы, яркие цвета и разнообразные фактуры. В девелоперских проектах появился запрос на неорусский стиль — сразу два проекта в Москве и Санкт-Петер­бурге были решены в данной концепции — авторское переосмысление культурных традиций. Если раньше стиль бюро называли «50 оттенков серого», и он был легко узнаваем, то сейчас образ наших проектов сильно изменился. Да и коллекции, которые мы выпускаем в Лондоне под брендом O&A London, тоже существенно поменялись. Это касается и текстиля, и ковров, и мебели, и света.

За этот год мы создали очень много нового: люстра Avena, изготовленная в коллаборации с известным французским брендом Maison Pouenat, была представлена на выставке PAD London. Эстетика наших коллекций стала более содержательной с точки зрения цвета, света, формы. Когда‑то давно я совсем не был поклонником Гауди как архитектора, однако сейчас его пластические приёмы, заимствования природных форм стали мне очень близки.

Бионические формы, природная эс­тетика, цвет и фактуры стали трендами на ближайшие годы. Как в частных проектах, так и в общественных прослеживается общая тенденция к натуральным материалам, к чему‑то более яркому, современному и интересному. Глобальный тренд wellbeing уже не ограничивается просто спортзалом — комната для занятий йогой и медитаций всё чаще встречается в запросах клиентов.

В сложившейся ситуации многие материалы и предметы мебели стали недоступны или их стоимость значительно выросла, заказчики стали проявлять интерес к отечественным производителям. В этом году мы создали авторскую коллекцию в сотрудничестве с российской компанией и планируем развивать это направление. Рынок дизайна в нашей стране выиграл во многом благодаря сложившейся ситуации, появилось множество новых российских производителей. Мы стараемся использовать доступные материалы, не теряя в эстетике и качестве».

Анна Агапова: «Всё больше заказчиков приходят к нам с запросом о создании собственной коллекции искусства»

«Сейчас мы переживаем период начала глобальных перемен. Обсуждать мировой дизайн и изменения, которые произошли за год, не совсем корректно. Цикличность глобальных изменений будет ярко выявлена лет через пять, а сегодня мы можем говорить лишь о том, как на дизайн влияет геополитическая ситуация в мире и какие тенденции прослеживаются. За последний год география проектов нашего бюро расширилась, и мы смотрим на совершенно новые регионы с большим интересом. Для меня очевидно, что окружающий ландшафт безусловно оказывает энергетическое и эмоциональное влияние на дизайн. Например, интерьеры рядом с океаном никогда не будут похожи на интерьеры в центре Парижа или Москвы.

Всё больше заказчиков приходят к нам с запросом о создании собственной коллекции искусства не только в качестве украшения интерьера, но с целью инвестиции в ликвидный арт-портфель. Создавая интерьер, мы параллельно создаем арт-концепцию пространства. И в последнее время я вижу, как изменилось отношение к арту — предметы искусства больше не ограничиваются кол­лекцией живописи. Наполняя пространство произведениями искусства разных авторов со всего мира, работающих с бумагой, фарфором и стеклом, такими как Hiroshi Senju, Pablo Atchugarry, Helaine Blumenfeld, мы получаем удовольствие, знакомя клиентов с художниками, которые привносят то самое ощущение природы в интерьер. Если говорить о современном дизайне, то очевидно, что геополитическая ситуация окажет огромное влияние на развитие дизайна интерь­ера как в России, так и в мире. Закрытие границ для доставки многих категорий товаров дало возможность сконцентрироваться на развитии предметного дизайна и искусства внутри страны. Мы привыкли ориентироваться на западный дизайн и не давали возможности развиваться удивительно талантливым художникам и дизайнерам в России.

Довольно давно наше бюро с большим удовольствием работает с русскими художниками, мы сами производим в России примерно 60  % мебели для наших проектов. Я надеюсь, что российский дизайн наберёт обороты с точки зрения внутреннего спроса, и количество в итоге перерастёт в качество. Я верю, что талантливых дизайнеров будет всё больше, и в России выработается свой стиль, ни на что не похожий. Как это было в 30-е годы прошлого века, когда появился конструктивизм в искусстве, архитектуре и фотографии, став одним из направлений нового авангардного искусства. В нашей стране появилась сильнейшая школа, признанная во всём мире­. И я искренне желаю, чтобы дизайн в нашей стране развивался и встал на ноги. Главное, чтобы мир был вокруг».

Татьяна Миронова: «Людям всё равно хочется приятных эмоций, чтобы жить без показной роскоши, но уютно»

Архитектор Татьяна Миронова.

«Этот год был не о переменах в дизайне. Для меня ценным было сохранить возможность работать дистанционно. Это научило ещё больше ценить своё и чужое время, по‑другому его распределять и по‑новому организовывать процессы. Мне кажется, люди стали больше экономить в силу известных обстоятельств. Жизнь изменилась, и завтрашний день стал уже не столь предсказуем. Меньше стали шиковать, стало неловко слишком красиво жить, демонстрировать свой достаток. В дизайне мебели всё больше внимания обращают на экологичность и лаконичность, при этом, как правило, речь идёт о вещах достойного качества и высокой цены — такой дорогой аскетизм. Но людям всё равно хочется приятных эмоций, чтобы жить без показной роскоши, но уютно. Поэтому всё большую популярность набирает тенденция смешивать в интерьере лёгкую классическую основу и стильный минимализм. Мы все почувствовали ценность жизни и семьи, тепло дома, где есть укромное место для каждого члена семьи и пространство, которое всех объединяет. Сейчас нам не хватает спокойствия и предсказуемости, а дом их даёт в полной мере».

Ольга Фрейман: «С большинством заказчиков мы в этом году занимались тем, что делали апгрейд интерьеров, которые спроектировали 8-10 лет назад»

Ольга Фрейман, архитектор и преподаватель школы дизайна «Детали» .

«Глобальные изменения в дизайне интерьера начались не так давно: ещё во времена пандемии нас унесло в какую‑то другую реальность. Вся жизнь ограничилась домом и крутилась вокруг него. С большинством заказчиков мы в этом году занимались тем, что делали апгрейд интерьеров, которые спроектировали 8-10 лет назад, придавали им современное звучание, оснащали новым оборудованием. Упор был сделан именно на технологические новшества, потому что за прошедшее десятилетие они далеко ушли вперёд и изменились к лучшему. За меньшие деньги сейчас можно получить массу полезных опций и лёгкость в управлении. Самые интересные, на мой взгляд, — это системы освещения. Я очень довольна возможностями, которые дают световые технологии: можно варьировать степень освещённости, создавать разное настроение в интерьере за счёт смены оттенков и интенсивности. Декоративные люстры ушли на второй план, а светильники, интегрированные в интерьер и задающие световую эстетику пространства, вышли на первый. Радует и то, что помимо европейских производителей появляются и российские компании, предоставляющие качественные светильники.

В целом же ситуация замедлилась. Проекты высокого уровня не обходятся без импортной мебели и бытовой техники. Хорошо, что сохранилась возможность доставлять заказы от зарубежных фабрик, но это стало дольше и дороже. Те, кто уехал за границу, теперь обустраиваются там, расширяя географию наших проектов. Как показала практика, российским заказчикам в любой точке мира удобнее работать с российскими дизайнерами и архитекторами, психологически прежде всего. Наша зарубежная работа также представляет собой обновление уже существующих пространств. В мире давно существует практика продажи недвижимости в стандартной отделке, не в бетоне. И мне кажется, эта тенденция придёт в Россию очень быстро. Для тех, кому некогда заниматься интерьером, это очень удобная вещь — заплатил и заехал. Те, кто хочет индивидуальных решений, приглашают дизайнера. Сейчас происходит унификация в сфере премиальных интерьеров — в Америке, Дубае и Сингапуре используют примерно одни и те же приёмы и материалы. За основу берётся грамотно спроектированное, технологически наполненное и нейтрально оформленное пространство. Индивидуальность достигается с помощью предметов искусства, которые в случае переезда заказчики забирают с собой. Я предполагаю, что профессия дизайнера интерьера, какой мы её знали много лет, уйдёт в прошлое, останутся дизайнеры предметов интерьера. А в нашей сфере в первую очередь будут востребованы архитекторы, инженеры и декораторы высокого класса».

Александра Фёдорова: «Намечается хорошая тенденция — развитие внутреннего рынка интерьерной продукции и мебели»

Александра Фёдорова, архитектор и руководитель собственного бюро.

«Год был, конечно, непростой. Политические события внесли корректировки в работу каждого бюро. Кто‑то из дизайнеров и архитекторов уехал, кто‑то остался и потерял много клиентов. У нашего бюро большая часть клиентов или выбрала жизнь за границей, или заморозила стройки. Но, на мой взгляд, такие кризисные времена позволяют прочистить рынок и клиентский, и профессиональный — сразу понятно, кто чего стоит.

Безусловно, требования заказчиков стали более щепетильными и к сметам, и к срокам, и к выбору подрядчиков. Но для качества продукта это скорее плюс. Теперь никто не разбрасывается ни проектами, ни архитекторами. Намечается хорошая тенденция — развитие внутреннего рынка интерьерной продукции и мебели. Если раньше к нему относились с пренебрежением и качество оставляло желать лучшего, то сейчас отечественные фабрики подтягиваются и стремятся соответствовать требованиям. У некоторых уровень уже сопоставим с зарубежными производителями, а стоимость — ниже. Хочется, конечно, верить, что у нас будет больше свободы в скором времени и мы сможем приумножить то, что приобрели с этим кризисом, и получить доступ к тому, от чего нам пришлось отказаться.

Как ни странно, у нас в бюро появилось больше иностранных проектов, причём не от наших соотечественников, что было бы ожидаемо, а именно от иностранцев. Это очень приятно, и я надеюсь, это направление будет развиваться. География заказов обширна — это Америка, Европа, Арабские Эмираты, Португалия, Голландия. Заказывают и архитектуру, и интерьеры. Мне нравится, что в дизайне интерьера ценным становится так называемое четвёртое измерение, ориентация на чувства, на то, что важно тебе, несмотря на внешние факторы и принятые в обществе убеждения. Это огромный плюс в творческой работе. Раньше влияние модных трендов было сильнее, что, на мой взгляд, лишало интерьеры индивидуальности. Сейчас большинство стремится слушать себя. Такое ощущение, что каждый хочет создать собственный мир, в котором ему и его семье будет комфортно. Нам это даёт больше свободы, чтобы лучше понять человека и предложить именно то, чего он хочет».

Марина Мелехова: «Сегодня у интерьерного дизайна появились прекрасные шансы развития репутационных возможностей»

Марина Мелехова, президент и совладелец компании Finex.

«Компания Finex специализируется на интерьерных решениях из натурального дерева. На отечественном рынке она имеет две производственные площадки, около трёх десятков дилеров по всей России, два фирменных бутика в Москве и один — в Санкт-Петербурге. Мы воплощаем самые смелые идеи дизайнеров и архитекторов, создаём эксклюзивные рисунки напольных покрытий из натурального дерева. Компания с момента учреждения практикует творческое сотрудничество с лучшими мировыми дизайнерами и архитекторами. В «бизнес-копилке» Finex множество успешно реализованных дорогих проектов: интерьеры банков, отелей, офисов крупнейших компаний и недвижимость популярных звёзд. В декабре мы успешно дебютировали на крупнейшей международной выставке строительных материалов и интерьерных решений The Big 5 в Дубае. На ярком, харизматичном стенде компании, придуманном в соавторстве с дизайнером Дианой Балашовой, Finex выставил уникальную коллекцию премиальной продукции, разработанной специально под запросы взыскательного ближневосточного рынка. В полном соответствии современному тренду — синтезу смелого креатива, новых технологий и прорывных возможностей производства.

Заказчик по‑прежнему ценит в интерьере натуральное дерево. Это материал вне времени, способный добавить пространству и тепла, и тактильности. Дерево — это суть комфорта, в котором есть и движение, и рефлекс, и воздух, и чистота. Сейчас в моде интерьер без лишних деталей, лаконичный и универсальный. И в то же время — дорогой и солидный за счёт премиальных отделочных материалов.

Что касается новой экономической реальности, в минувшем году мы решили воспользоваться шансом текущего момента, когда небольшие компании ушли с рынка, а иностранные конкуренты понесли убытки из‑за санкций, и масштабировали семейный бизнес за счёт укрепления экспортного направления компании. Finex в этом году открывает своё представительство в Дубае. Мы не переводим свои бизнес-процессы за границу и не уезжаем из страны, производство остаётся российским. Мы лишь решили использовать огромный потенциал ближневосточного рынка с его масштабными темпами строительства. Сегодня у интерьерного дизайна появились прекрасные шансы развития репутационных возможностей. Мы просто обязаны совершить тот прорыв, ту художественную экспансию, на которую всегда был способен российский креативный кластер в моменты больших исторических вызовов».

Анастасия Каспарян: «Уже полтора года, как я переехала в Майами. За это время принципы работы и ведение проектов развернулись на 180 градусов»

Анастасия Каспарян, дизайнер интерьеров.

«Уже полтора года, как я переехала в Майами. Тут мой дом, мои клиенты и большая часть проектов моей студии. Отсюда я управляю командой из тридцати человек, которые находятся в разных городах России и Европы, а также производствами в Европе и Азии. За эти полтора года принципы работы и ведение проектов развернулись на 180 градусов. Мне приходилось параллельно выстраивать два направления: адаптировать наш российский подход в дизайне к американским масштабам и учиться не просто сохранять, но и мотивировать свою команду на расстоянии.

В Америке другие стандарты недвижимости, другая организация функциональных зон и людских потоков, а также сотни технических нюансов, которые касаются планировки, мебели, сантехники. И наконец, это другая метрическая система и язык. Полтора года не хватило, чтобы всё это изучить, и, признаюсь, почти каждый день начинается с выхода из зоны комфорта и преодоления себя. Но помогают клиенты, партнёры, команда, которые верят, что дизайн, который мы предлагаем, — это новое качество жизни и исключительная эстетика.

Что касается организации работы удалённо, то это, прежде всего, дисциплина, мотивация и донесение до команды нашей миссии. Как в любой творческой профессии, важно подобрать людей, которым не только созвучен твой язык дизайна, но и близок твой путь развития, есть понимание, куда мы движемся и к чему стремимся. Наши достижения за этот период — около двадцати проектов, реализуемых в США, России и Европе. В портфолио представлены частные апартаменты, отели, офисы, клуб, рестораны и, надеюсь, в следующем году добавятся парк и аэропорт.

Амери­канские заказчики понимают важность коммуникации. Их цель — успешный проект, поэтому они активно участвуют в процессе, при этом доверяют мнению дизайнера, чей авторитет для них приоритетен. Получается такая коллаборация и даже сотворчество: личность заказчика не просто отражается в языке дизайна, она его формирует. Конечно, это распространя­ется не на каждую зону, иначе проекты длились бы годами. Но в мастер-спальне, гостиной и кухне учитываются все особенности образа жизни семьи. У российских дизайнеров есть свои преимущества. Они хорошо знают тренды европейского дизайна, а эта эстетика актуальна в США. Российские дизайнеры имеют навыки в смежных областях, такой «метаподход» сейчас очень востребован. И в принципе тут ценят талант, индивидуальность и умение выполнять сроки и обязательства. За это готовы платить».

Артур Глебов: «Самой правильной стратегией ведения бизнеса стала максимальная мобильность, а также диверсификация своих продуктов для разных категорий людей»

Артур Глебов, маркетолог, автор блогов о дизайне и интерьерах, владелец рекламного агентства Berg Target.

«Итогом прошлого года и следствием февральских событий стали изменения российского рынка с точки зрения рекламы и продаж товаров и услуг. Очень сильно удлинились все процессы. Это связано с тем, что большинство людей до сих пор находятся в подвешенном состоянии, не понимают, как им действовать дальше. Если мы говорим про премиальный сегмент и категорию людей, которые во все времена чувствовали себя комфортно, вне зависимости от кризисов, то даже они пребывают в растерянности. Как следствие, многие премиальные продукты получили если не откат в продажах, то значительное торможение, а большинство сделок были приостановлены до прояснения ситуации. 2022 год разделил жизнь на «до» и «после», а рынок — на внутрироссийский и зарубежный. Для продавцов актуальным стал вопрос, кто остался в России. Появились две категории клиентов. Первые выбирают товары и услуги внутри страны и не рассматривают варианты работы с теми, кто уехал. Вторые в большей степени предпочитают импортные товары и услуги в разных локациях и странах.

Я отмечаю два важных аспекта в маркетинге. Во-первых, серьёзное изменение формата донесения информации до потенциальных клиентов. Во-вторых, перестройка бизнеса вне зависимости от сферы деятельности, будь то интерьерный дизайн, фэшн, автомобили или предметы роскоши.

Долгое время главным источником информации о люксе и премиальном сегменте была запрещенная сегодня в России социальная сеть. Попытки перестроиться и компенсировать её возможности за счёт Телеграм и ВК оказались не очень успешными. Как показала аналитика, обеспеченная аудитория тяжело меняет свои привычки, и новым площадкам так и не удалось стать популярными. Люди стали реже заходить в запрещённую соцсеть, поэтому значительно упали охваты, но качество аудитории не изменилось. В этой ситуации в выигрыше оказались компании, создающие классный контент с красивыми рендерами, профессиональной фотосъёмкой, работой стилистов и умеющие грамотно преподнести свою продукцию. Мои рекомендации на будущее: проведение максимальной диверсификации каналов распространения информации о своём бизнесе, используя публикации в журналах и в интернет-изданиях, создание сайтов и максимальное насыщение их информацией, присутствие в разных соцсетях. И если раньше хватало одного канала, то сейчас приходится прилагать больше усилий, чтобы оставшаяся платежеспособная аудитория тебя заметила и обратилась за товаром или услугой.

Самой правильной стратегией ведения бизнеса стала максимальная мобильность, а также диверсификация своих продуктов для разных категорий людей. Успешные компании активно вводят новые услуги и продукцию, пытаясь найти точки соприкосновения с клиентом, на которые раньше никто не обращал внимания. Те, кто адаптировался, почувствовал клиентов и их потребности, подстроился под них, а также изменил формат продаж, чувствуют себя более уверенно. Те, кто не захотел ничего предпринимать, надеясь на «сарафанное радио», всё больше ощущают нехватку в заказах. Поэтому выигрышная тактика на 2023 год — это меняться, меняться и ещё раз меняться».