Четыре комнаты в трех измерениях
квартира площадью 97 м2 в сталинском доме (Москва) Анна Карпова, Дмитрий Кулиш
S: Вы работаете в интерьере преимущественно в современном стиле. И все-таки, что вполне естественно, каждая работа имеет собственный ярко выраженный характер, в каждой используются свои приемы. Каким путем развивалась идея в данном случае?А публикации дали более четкое представление о том, каковы наши предпочтения, какими принципами в архитектуре и дизайне руководствуемся.
Анна Карпова: Дело в том, что заказ поступил именно на современный интерьер. Но мы стремились не к жесткому хай-теку или чистому минимализму, которые обычно подразумеваются под современным архитектурным мышлением, а к "мягкому" и уютному решению пространства. Поскольку квартира предназначена для женщины, "женский взгляд" на жизненное пространство нельзя было не учитывать. Видите ли, подобно тому как бывают "мужские" и "женские" автомобили - по характеру, по дизайну, - так и интерьеры могут обладать определенными выразительными чертами...
При этом решили обойтись без избыточной декоративности - т.е. обилия деталей, аксессуаров, активного цвета, игры в старину, классику и т.д.
S: Как эти принципы реализуются?
Дмитрий Кулиш: Примером может послужить тот способ, которым мы обыграли бетонные потолочные балки. Избавиться от них было абсолютно невозможно, они "делят" потолки по всей квартире грубыми массивными линиями. И мы придумали два варианта, оба из которых "работают" в этом интерьере.
Во-первых, чтобы скрыть балки, сделали разноуровневый "слоеный" потолок с мягкими траекториями, которые к тому же "прописывают" направление движения по квартире. А в спальне над кроватью упрятали эту конструкцию внутрь огромного светильника из рисовой бумаги с плавными, округлыми линиями. Получилось естественно и красиво. Кстати, в другой квартире (которую мы делали одновременно с этой), более брутальной по стилю, такие же точно балки в сталинском доме мы прятать не стали, а, напротив, выставили их напоказ. Подчеркнули грубую бетонную фактуру и покрасили в "ржавый" природный цвет - элемент получился в декоративном смысле более агрессивным, "мужским". Цветовая гамма - это мягкие переходы, теплые оттенки, отсутствие резкости, контраста.
В гостиной главным декоративным элементом является стена, состоящая из крупных панелей оникса. Сквозь них рассеивается мягкий свет, который в сочетании с красивой природной фактурой камня дает интерьеру очень спокойное, умиротворяющее звучание.
Кстати сказать, использование натурального камня в современном интерьере - например, оникса, цельных кусков мрамора (из которого сделаны и стены, и пол в санузлах) - прием, означающий своего рода связь эпох, так как и материал, и эффект просвечивания известны с незапамятных времен. Сегодняшние технологии обработки позволяют уже не просто выкладывать мозаику или делать витражи, а шлифовать такие вот большие цельные панели. Воспринимается этот сложный и благодатный материал очень хорошо: ничуть не диссонирует с окружением, а, наоборот, подчеркивает характер интерьера, успокаивает взор.
S: Как обстояло дело с перепланировкой? Ведь первоначальные четыре комнаты, казалось бы, тоже неплохо...
Дмитрий Кулиш: Планировка абстрактно хорошей быть не может. В этой квартире, например, когда хозяйка решила все переделать, от типового алгоритма с комнатами мы решили отказаться. Хотелось устроить очень просторную спальню. Это было главным требованием к композиции. Кроме того, нужно было "прибавить" еще один санузел. Нельзя обойтись без гардеробной, причем расположить ее надо было так, чтобы она была "закамуфлирована" в пространстве (в нашем случае она расположена как раз за ониксовой стенкой). Перепланировка - вещь хорошая, когда решаются конкретные задачи, ведь архитектурные методы способны зрительно расширить пространство, создать ощущение большего простора. А это очень важно для психологического комфорта. Так что имело смысл отказаться от матрицы "четыре комнаты" в пользу трех измерений.
Анна Карпова: И еще мы хотели, чтобы интерьер был "потенциален" - т.е. способен к развитию. Законченного процесса в обустройстве жилья не существует: в квартире неизбежно будут появляться новые вещи, предметы декора, произведения искусства. Если в проекте не учесть эти будущие "приращения", интерьер быстро исчерпает себя, "испортится". Наша цель - задать новое направление, в котором этот "организм" (интерьер) будет развиваться.
Анна Карпова:
"Мы работаем только в современном стиле. И тем не менее стиль - понятие условное: типовых решений пространства
и декора не существует: всякий раз ситуация конкретна, даже в одинаковых по планировке квартирах. Потому что двух похожих людей не бывает. Как добиться соответствия образа квартиры внутреннему облику того, кому здесь жить, - задача самая главная".