Чистое небо Эллады
квартира Дмитрий Величкин, Николай Голованов, Вячеслав Виноградов Классический интерьер квартиры. Храм искусств, совмещенный с жилым пространством
Нет ничего более сложного в искусстве, чем обращение к историческому жанру. Автор всегда рискует услышать обвинение в недостоверности той или иной детали, фактической неточности и т. п. Вновь и вновь художникам, отваживающимся на эксперименты в этой области, приходится доказывать бесспорную истину: прошлое не поддается реконструкции. Произведение, созданное в современную эпоху, возникает и существует по ее законам. На нем нет и следа архивной пыли и музейного лоска. Оно живет
Заказчиками выступили люди, отнюдь не чуждые высокому искусству, увлеченные коллекционеры. Авторы проекта имели возможность не мудрствуя лукаво дать драгоценному камню достойную оправу, то есть пойти от готового великолепного антуража к разработке интерьера. Они же выбрали путь более сложный, а значит действительно творческий: особенности внутреннего пространства определяет сама архитектура.
Прежде всего было определено общее стилевое направление. Классицизм, по мнению Дмитрия Величкина, в какой-то мере универсален. По своей лаконичной и разумной ясности форм он ничуть не уступает сверхмодному минимализму. А в плане эмоционального воздействия, несомненно, его превосходит. К тому же с классицизмом связана богатейшая культурная традиция. Храм искусств, совмещенный с жилым пространством, - такое возможно лишь в интерьере классическом.
Входное пространство - отнюдь не банальная прихожая. Скорее, парадный вестибюль со всеми его атрибутами: колонны, фланкирующие вход, сверкающий мраморный пол, зеркала, двустворчатая дверь, за которой, несомненно, скрыто нечто еще более торжественное.
После подобной подготовки посетитель уже вправе ожидать чего-то совершено грандиозного. Ожидания вполне оправдываются. Вместо традиционной анфилады - огромное помещение гостиной-столовой. Портик на высоком подиуме (изящные ионические колонны и легкий фронтон) гармонично разделяет пространство и одновременно служит его композиционным центром. "Храм Ники Аптерос", - шутят архитекторы, - "Ники бескрылой", победы, которая не улетит от своего владельца ни при каких условиях.
Но позвольте, фронтон, упирающийся в потолок, - это нонсенс! Не убирать же на самом деле крышу дома ради небесной синевы.
Да и не похожи наши вечно чем-то недовольные и нахмуренные небеса на безоблачные выси Эллады. Казалось бы, проблема неразрешима. Однако, по меткому замечанию одного из авторов проекта, "Архитектор - это тот, кто может все". Система подсветки устроена таким образом, что возникает иллюзия свечения воздуха. И это рукотворное "небо"-карниз прекрасно сочетается с традиционной парадной люстрой.
Особые трудности были связаны с самым неприхотливым, на первый взгляд, предметом интерьера. Камин, воспетый поэтами, камин, создатель тепла и уюта, увы, уступил место новому объекту поклонения. Свечение телевизионного экрана завораживает не меньше тлеющих угольев. Но куда прикажете поместить это чудо технического прогресса в пространстве классическом, где ни одной лишней детали быть просто не должно? Пришлось сооружать для него специальную нишу. Времена и нравы диктуют свои условия.
"Пышная спальня" - так на старинный манер хочется определить особенности этой части интерьера. Непременная строгая симметрия и опять-таки устаревшее, к сожалению, слово - благочиние. Статика, покой, безукоризненный порядок. Особенности стиля требуют: какие бы чувства не обуревали человека, руководит его поступками только разум. Не правда ли, это звучит вовсе не старомодно.
Пространство дома составляет 244 м2. Вопрос о том, чем заполнить эту величественную пустоту, был совсем не праздным. В результате совместных усилий хозяев и архитекторов была подобрана соответствующая мебель. Ее владельцы, войдя во вкус, открыли собственный мебельный салон, который успешно функционирует и по сей день. Еще одно доказательство того, что удачная идея никогда не остается бесплодной.