Что нужно учесть в строительстве загородного дома: 4 тренда
И что нужно знать о проектах нового поколения.
Мы отсмотрели яркие российские и зарубежные проекты последних нескольких лет и выяснили, какие решения в проектировании и строительстве выбирают прогрессивные архитекторы и их заказчики и в каком направлении развивается архитектура частных домов.
1. Less is more
Глобальный тренд на компактные дома пришел из Японии, где из-за густонаселенности страны эта мера поначалу была вынужденной, а несколько лет назад тенденция вылилась в бум на мобильные дома, уменьшенные в размерах до 40-30 квадратов.
Но даже те, кто привык жить с размахом и не готов, подобно японцам, ютиться на микро-площади, начинают пересматривать свое отношение к комфортному для жизни метражу в сторону уменьшения.
Тайланд: трехэтажный дом площадью 135 м², проект ASWA. Конструкция из трех перекрывающих друг друга кубов предполагает выступы и углубления, задействованные под открытые террасы. На небольшом метраже уместили всё необходимое: первый этаж традиционно отвели под кухню-столовую-гостиную, на втором расположили кабинет и комнату отдыха, на третьем — спальня. На крыше — площадка для отдыха.
На место грандиозных фамильных особняков с лепниной и ковкой приходят лаконичные постройки в разы меньшие метражом, но ничуть не уступающие в комфортабельности благодаря тщательно выверенной планировке и правильной посадке на участок.
Становятся проще и минималистичнее интерьеры, ведь когда у дома гармоничные пропорции, эффектный конструктив, а из окон открывается гипнотический обзор на прилегающую территорию, лучшее, чем можно это дополнить — пустота и свет: естественный днем и тщательно продуманный искусственный вечером.
Молдова: одноэтажный дом Piano House, площадь 264 м², проект LINE architects. Постройка обращена во внутренний двор и на бассейн. Дом решен в схожем ключе с Barcelona Pavilion, спроектированным Людвигом Мис ван дер Роэ для международной выставки 1929 года: строгая постройка словно парит над землёй. Интерьер выдержан минималистским, как и облик дома.
2. Слияние с ландшафтом
Идеи Фрэнка Ллойда Райта об органической архитектуре и зданиях, как бы вырастающих из природного ландшафта, которые тот сформулировал еще в начале прошлого столетия, сегодня актуальны как никогда раньше. Дома вписывают в холмы, врезают в скалы и фьорды, прячут между дикорастущих кустов и деревьев, а плоские кровли засаживают травой и превращают в террасы и площадки для отдыха. Даже если здание внушительных размеров, в проектах нового поколения это замечаешь не сразу.
Польша: двухуровневый особняк Green line House, площадь 580 м², проект Mobius Architekci. Архитекторы учитывали особенности региона с характерными для него сильными ветрами, поэтому разместили L-образное здание между двумя холмами, в углублении. «Утопленный» в землю дом обеспечивает приватность жилым комнатам с панорамным остеклением, открывает обзор на озеро по-близости и создает иллюзию полного единения с ландшафтом.
Для строительства в ход идет местная древесина и камень, и дело не только в удешевлении и большей экологичности проекта: единый мотив палитры и текстур превращают тандем дома и ландшафта в нечто цельное, неделимое. Высший пилотаж — когда в выборе материала для внешней отделки архитектор учитывает даже цвет неба, характерный для региона.
Россия: перестроенный двухуровневый дом по проекту LAD. Скатную кровлю основного объёма заменили на плоскую, а крышу малого объёма превратили в открытую террасу. Глухие ограждения балконов заменили на стеклянные, панорамные окна в пол, сменившие стандартные, открыли доступ естественного света во внутреннее пространство. Фасады облицевали темно-серой клинкерной плиткой — она придала глубины строению.
Становится принципиально важным наличие внутреннего сада, часто его разбивают прямо в здании, разграничивая лишь визуально. Подсвеченные мягким светом, зеленые участки снаружи выглядят как футуристичные оазисы, и даже жалко прятать все это за высоким забором.
3. Максимум открытого, максимум приватного
Да и нужен ли высокий забор? В арсенале держащих руку на пульсе архитекторов есть и более изящные способы скрыть частную жизнь заказчика и его семьи от посторонних глаз. Дома нового поколения продемонстрируют соседям красивый фрагмент кухни-гостиной, столовой или кусочек холла, приватные же зоны будут спрятаны вглубь, вынесены на верхние этажи или направлены окнами на плохо просматриваемые места на участке.
Германия: Вилла NEO House, площадь 484 м², проект Querkopf Architekten. Двухэтажное здание с подземным гаражом окнами развернуто на лес, с улицы же оно выглядит как строгое бетонное здание абстрактной формы без окон.
Другой остроактуальный прием спрятать, но не терять в обзоре и дневном свете — задействовать в проекте вертикальные рейки-солнцерезы. Помимо своей прямой функции, они, несмотря на кажущуюся примитивность, добавляют зданиям перфекционисткой, но не скучной строгости, и превращают фасады конструкции чистое визуальное наслаждение. Решения от пионеров модернизма, похоже, переживают новое рождение.
К классическим приемам архитекторы подключают и ультрасовременные, поэтому панорамные окна в своих проектах оснащают зеркальными стеклами или стеклами «умными», способными из прозрачных становиться матовыми командой из приложения на смартфоне.
Аргентина: двухэтажный Carol House, площадь 350 м², проект Estudio LAK. Со стороны улицы некоторые окна дополнены рейками, некоторые — деревянными ставнями, одно оформлено зеркальным стеклом. Эта часть дома отведена под комнаты для детей. «Родительская половина» и общественная зона расположены окнами на участок. Внутренний сад, частично скрытый рейками, камуфлирует панорамно остекленный холл первого этажа.
4. Автоматизация во всем
Частные дома обычно просторнее самых немаленьких городских квартир (модные мобильные крохи не в счет), а значит, шире фронт работ по уборке, больше телодвижений, чтобы всё отключить перед тем, как уехать в город, а затем проверить, точно ли отключено всё. Выше счета за обслуживание дома, выше требования к безопасности.
Стандартная система автоматизации, без которой немыслима современная жизнь за городом, позволяет наблюдать за домом круглосуточно, задавать постоянную температуру и влажность в комнатах, настраивать световые сценарии и навсегда решить о проблеме оставленных в спешке включенными электроприборов.
Австралия: трехуровневый особняк J house площадью 1100 м², проект Wolf Architects. J house — роскошный проект с тренажерным залом, теннисным кортом, бассейном и СПА, однако владельцы настояли на минималистском, скромном облике дома. Проект построен по технологиям энергосберегающего дома: помимо произведенной теплоизоляции и двойного остекления, на крыше установлена солнечная ферма с питанием от батарей в подвале, есть функция рециркуляции воды.
Еще одна важная задача умного дома — снизить расходы на содержание жилища, например, переводить его в энергосберегающий режим, когда дома никого нет. Однако домам нового поколения этого мало. По-настоящему актуальный и очень перспективный тренд — энергосберегающие и пассивные дома. Это проекты с повышенной защитой от теплопотерь, экономичным расходом ресурсов и возможностью использовать альтернативные, возобновляемые источники энергии и воды.
Колумбия: двухуровневый дом Casa Fusca площадью 610 м², проект BAQUERIZO Arquitectos. В строительстве применялись местные материалы, требующие минимального обслуживания, предусмотрены световые окна на крыше, через которые в солнечные дни нагревается пространство технических помещений. Система отопления работает от солнечных батарей, предусмотрена система сбора дождевой воды и другие энергосберегающие опции.
Позволить себе жить в пассивном доме пока может не каждый заказчик: строительство таких проектов сегодня выливается в гораздо большие расходы по сравнению со строительством по традиционным технологиям. Однако в бюро Snøhetta, спроектировавшего нашумевшее здание офисного центра Brattørkaia в Норвегии (здание производит электричества в два раза больше, чем потребляет) уверены, что энергопозитивные здания — это здания будущего.
Хочется думать, что со временем такие решения в частном строительстве станут доступнее и привлекательнее для заказчиков — получилось же в свое время у модернистов.