Что такое буржуазный минимализм

квартира общей площадью 175 м2 Елена Кочеткова, Наталья Головина, Елена Отарова, Елена Фролова

Дата публикации 11.03.2003

Фото: Карен Манько

Текст: Евгения Чистикова

Автор проекта: Елена Кочеткова
Наталья Головина
Елена Отарова
Елена Фролова

Журнал: N1 (68) 2003

Как сохранить ощущение объема на сравнительно небольшом пространстве, одновременно решая ряд практических задач, и при этом не лишить это пространство собственного характера? Елена Кочеткова последовала тому вектору, который задан изначальной планировкой Так, самый выигрышный планировочный ход этой квартиры - комната-эркер с семью окнами по внешней стене. Обилие и равномерность света, идеальная завершенность, создаваемая сферической формой, - то, чего никак нельзя было терять. Желания заказчиков - молодой семьи - и авторов проекта говорили об одном и том же: воздух, свет, простор должны были стать главными компонентами интерьера. Поэтому и выбор мебели был предопределен: солидные массивные предметы, которые всегда выступают носителями истории, традиции, старины, здесь явно пришлись бы не ко двору. Логичной основой для оформления интерьера стал минимализм. Количество мебели сведено к минимуму - встроенные стеллажи со стеклянными полками, шкафы-купе с раздвижными стеклянными дверями, стеклянный рабочий стол в кабинете. Все подчеркивает самодостаточную организацию пространства - четкую, ясную, прозрачную. В том же ключе решена и основная планировочная задача: не нарушая архитектурной данности, вписать в уже существующие координаты еще одно помещение - кабинет. Принятое решение можно назвать не только предельно функциональным, но и в высшей степени деликатным: площадь для кабинета отведена прямо на территории гостиной, в эркере, и отгорожена стеклянными панелями. Эта прозрачная стена выполняет еще одну функцию: на ней помещен плоский экран телевизора. Таким образом, зонирование гостиной отвечает сразу трем задачам: кроме места для отдыха здесь расположены кухня-столовая и пространство для деловых занятий хозяина. Выбор цветовой гаммы тоже продиктован исходной концепцией - максимум воздуха и света. Кремовые, почти белые стены, диван в гостиной и кожаные стулья в столовой, мягкий серый цвет стен в кабинете оптически увеличивают пространство. Но у заказчика было еще одно пожелание - создать не только открытое, насыщенное воздухом пространство, но и ощущение теплого, "устойчивого", уютного дома. Поэтому светлые, "воздушные" оттенки дополняются сочными шоколадными тонами, которые ассоциируются с темным деревом, - цвет напольной плитки, паркета, кухонной мебели. Атмосфера стабильности, дома "с историей" (часто роль фамильной ценности играет антикварная или псевдоантикварная, под старину, мебель) создается в этой квартире не только за счет цвета: фактура материалов тоже важный фактор успеха. Так, поверхность кухонных столешниц сделана из вулканического камня: выраженная природная текстура застывшей лавы контрастирует с легким, воздушным пространством, создает яркий акцент в интерьере кухонно-столовой зоны. Обеденный стол из темного дуба строгой прямоугольной формы (MATHIAS) - еще одна знаковая точка пространства, еще одна перекличка с классическим представлением о доме. Светильник над ним (BRAND EN VAN EGMOND), напоминающий вольную стеклянную фантазию на тему рождественского венка, продолжает линию тонкого, почти пародийного намека на традицию. Редкая особенность этой квартиры заключается в том, что ничто - ни один элемент интерьера - не является реверансом в пользу стиля. Комфортность и "плавность" архитектурных и дизайнерских решений - главные задачи, декодирование не самоцель, а средство создать жилую среду. Тактично, не прибегая к каким бы то ни было изыскам, Елена Кочеткова не реструктурировала пространство, а раскрыла его возможности. Елена Кочеткова: "Корректировать пространство в процессе работы архитектора - обычное дело для нашей профессии. Но когда я увидела то, что здесь было изначально - две прямоугольные колонны и полусфера, - возникла только одна мысль: не испортить. Мне показалось, что минималистический интерьер подойдет сюда лучше всего. Но чистый минимализм - это уже несколько старо, а принципиально новый стиль время еще не предложило. Стиль, который мы предпочли, я бы назвала буржуазным минимализмом".