Цитируя Райта

двухуровневый дом (570 м2) на берегу Невы Александр Астахов, Светлана Шквиро

Дата публикации 20.01.2001

Текст: Ольга Гвоздева

Фото: Петр Лебедев

Автор проекта: Светлана Шквиро
Александр Астахов
Иван Кемпи

Журнал: N10 (66) 2002

"Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом. Архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ" - это язвительное высказывание Фрэнка Ллойда Райта известно многим. Но и оно по прошествии лет воспринимается как мудрый совет потомкам, которые почерпнули из него неожиданно позитивный урок. Они высаживают вышеупомянутый плющ тотчас по окончании строительных работ, выхаживают его и лелеют, а потом делают его нежные плети неотъемлемой частью архитектурного проекта. Речь идет о "новой органической архитектуре" Ровно через сто лет после того, как Фрэнк Ллойд Райт осчастливил человечество "домами прерий", "ростки" созданной им органической архитектуры проросли в противоположном полушарии земного шара. Причем если в райтовской интерпретации доминировало слово "архитектура", то в данном случае явно - "органическая". Дом, построенный Светланой Шквиро и Александром Астаховым, явился их ответом на вызов природы (хотя вместо слова "вызов" уместнее будет сказать - приглашение). Что говорить, идея хороша. Двухэтажный дом "закопан" в высокий берег Невы, открытой оставлена лишь фасадная стена. С тыльной стороны не видно ничего, кроме холма, в котором зияет неширокая "щель" входа, укрепленная подпорными стенками. При строительстве из холма изъяли большое количество грунта, которым были засыпаны заболоченные низины. Каждая пядь ухоженного и чрезвычайно "естественного" участка - в том числе и берег с английским газоном - отвоевана у природы. (Впрочем, эти края уже знакомы с созидательной деятельностью человека. Небольшой остров напротив дома был когда-то искусственно создан по приказанию князя Потемкина, имевшего поблизости усадьбу.) Обращенный к воде фасад вызывающе открыт. Он представляет собой сплошную стеклянную стену, что в нашем климате выглядит довольно смело. Единое внутреннее пространство дома словно "прорастает" вверх, отчего дубовая лестница походит на ствол дерева. В этом интерьере нет случайных деталей, за красоту и гармонию отвечают живые растения и живопись галерейного уровня. Но его главное, несомненное достояние - невероятный вид из окон. Ландшафт становится продолжением дома, а дом, в свою очередь, - неотъемлемой частью ландшафта, что и позволяет нам назвать это сооружение образцом органической архитектуры, а его создателей - духовными наследниками Фрэнка Ллойда Райта. Конечно, бессмысленно заниматься поиском явного прототипа. Однако нельзя не заметить сходства этого дома с одним из поздних проектов Райта - домом Герберта Джекобса в штате Висконсин, построенным в конце сороковых годов. Глухая тыльная стена дома Джекобса заглублена в склон холма, а обращенный на юг фасад полностью остеклен. Интерьер представлял собой единое внутреннее пространство с антресолями, на которых размещались спальни. Для удобства толщу холма пронзал сквозной тоннель. В нашем случае его функцию выполняет бетонный коллектор, который одновременно может служить и подземным ходом, и "концертным залом" (благодаря великолепной акустике). И все же есть кое-что, не позволяющее считать этот объект прямой архитектурной проекцией. Органическая архитектура Райта - это направление функционализма, о чем настойчиво говорил он сам. А дом, который построили Светлана Шквиро и Александр Астахов, можно отнести к романтическому направлению в архитектуре, так как образ играет в нем не меньшую роль, чем функция. Но в этом нет никакого противоречия. Просто романтизм - этот великий насмешник, лицедей, неустанно примеряющий чужие маски, - в новом веке явился нам в новом образе, успев переосмыслить художественный опыт ХХ столетия. Светлана Шквиро: "Главная задача заключалась в том, чтобы органично вписать дом в ландшафт, как можно меньше навредив окружающему пространству. Причем это одинаково касалось как экстерьера, так и интерьера. Другой, не менее важной задачей стало стремление наполнить дом светом. Он "вкопан" в холм, и потому особенно важно было избежать ощущения подземелья. Отсюда - большое количество окон и всевозможных отверстий, пропускающих внутрь естественный свет..."