Дайте слово хозяину, ему здесь жить

квартира общей площадью 103 м2 Анжела Гапоненко, Александр Михеев

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Светлана Решетникова

Автор проекта: Анжела Гапоненко
Александр Михеев
Михаил Косиков

Журнал: N3 (26) 1999

История появления этого интерьера на страницах нашего журнала необычна. Все сразу пошло не так. Первым исключением из правил было то, что в редакцию позвонил с приглашением посмотреть квартиру сам хозяин Подобная ситуация - большая редкость в нашей работе. Практика показывает, что самая незаинтересованная в публикации и сильно страдающая от съемок категория участников "интерьерно-печатного" процесса - заказчики. Вторым подрывом "салоновских устоев" стало отсутствие на съемках архитекторов. И последним нарушением традиций явился тот факт, что встретиться с авторами для подготовки статьи об их работе оказалось очень сложно. Они в прошлом не москвичи - из Самары и Петропавловска-Камчатского. Так что разговор о квартире и процессе ее создания мы вели с заказчиком. Итак, предоставляем слово хозяину. Он приобрел небольшую коммунальную квартиру в тихом, не совсем спальном, но достаточно сонном районе. - Я отношусь к той категории людей, которые любят тишину. Тихий и спокойный район мне вполне подходит. Но вообще я считал эту квартиру временной, потому что скоро начну строить для своей семьи дом. Расселенная коммуналка требовала значительного вмешательства в планировку, для чего и был приглашен архитектор. Но, к сожалению, заказ не подошел архитектору по масштабам. Мастера интересовали работы с площадями "футбольных полей", и 103 м2 при всем желании не могли стать поприщем для его "гигантского" творческого выражения. Поэтому со словами: "Тут нет полета, я здесь сжат" - архитектор покинул и заказчика, и квартиру. - Через некоторое время я познакомился с другими архитекторами. Общаясь с ними, я понял, что они могут сделать что-то интересное. Именно поэтому я им предложил сотрудничество. Квартиру делали 7 месяцев. Сносились все стены, менялись коммуникации, возводились новые перегородки. Однако несущую балку с колонной не тронули. - Я так активно участвовал в перепланировке квартиры потому, что мне действительно интересен этот хлопотный, но увлекательный процесс. Я внимательно наблюдал за работой дизайнера и старался вникать в происходящее. Осуществленная перепланировка традиционна. Отказ от прихожей как таковой позволил значительно увеличить общественную часть квартиры, открывающуюся сразу от входной двери. Единое пространство вмещает гостиную, треугольной формы кухню и барную стойку, играющую роль обеденно-столовой зоны. При этом зонирование гостевой половины достигается с помощью характерных архитектурно-дизайнерских приемов. Вход выделен рельефным козырьком потолка с подсветкой. Кухня не сливается с зоной отдыха благодаря разноуровневому полу и барной стойке. А граница "мягкого уголка" обозначена балочной конструкцией потолка и зеркальной колонной. Остальные помещения квартиры - спальня, кабинет, детская и ванная - изолированы от общего пространства и как бы обрамляют гостиную. - Общая гостевая зона - это очень удобно. По-другому я не представляю себе, как можно решить небольшое пространство, учитывая все предъявляемые к нему функциональные требования. Гостиная - помещение, где все собираются вместе, общаются, отдыхают. С другой стороны, жизнь такова, что даже близкие люди порой устают друг от друга, поэтому каждому необходимо место для уединения. Следовательно, отказаться от изолированных комнат тоже нельзя. Возможно, наша перепланировка и не оригинальна, но она очень удобна, а это, на мой взгляд, главное для нормальной жизни. Основные цвета будущего интерьера были определены сразу. Сочетание белого, желтого, синего и голубого - не стремление к модным на тот момент интерьерным расцветкам. Просто заказчик пожелал окружить себя любимыми тонами. По этому же принципу подбирались отделочные материалы. "До боли" знакомые глянцевые натяжные потолки, зеркальные панели и стеклоблоки успели запасть в душу хозяина, и отказываться от них из-за "всеобщего употребления" не стали. Тем более, что большое количество отражающих поверхностей имеет право на существование в небольшой квартире, где "раздвинуть" стены можно лишь визуально. - Очень люблю зеркала и стеклоблоки. Они "играют" в квартире в зависимости от перемены освещения. И вообще зеркало - очень полезная вещь. Например, мой достаточно большой холодильник - зеркальный - и стоит напротив колонны, тоже задекорированной зеркальными панелями. Благодаря отражениям эти два громоздких предмета не бросаются в глаза. Немаловажно отметить, что квартира была сдана совершенно пустой. Меблировка и насыщение интерьера всевозможными аксессуарами легли на плечи жильцов. Покупалось только то, что действительно нравилось - с учетом гармоничного попадания на "свое" место в обстановке. - У меня немало друзей, чьи квартиры делали архитекторы и дизайнеры. В начале работ обговаривались все основные моменты, требования и пожелания. И после этого люди въезжали в уже готовую квартиру. Она была очень здорово сделана, но предметная среда интерьера не позволяла вносить еще какие-нибудь дополнения. То есть свои личные, любимые вещи хозяевам приходилось убирать, чтобы не разрушить гармонию. Трудно не согласиться, что сильное давление заказчика на погруженного в творческий процесс архитектора - ощутимый сдерживающий и даже мешающий момент в работе. Но каждый творец, реализовав свою фантазию и создав очередное модное и "навороченное" архитектурно-дизайнерское произведение, уйдет, опустошенный, но счастливый. А вечно "встревающий" заказчик останется. Так давайте дадим слово хозяину, ему здесь жить...