Деревянно-деревенское счастье
двухуровневый частный дом общей площадью 308 м2 Дмитрий Барабаш, Анатолий Фалькин, Виктор Елисафенко
"Мой дом - моя крепость", - говорим мы, обнося территорию своего участка высоким сплошным забором, но укутываясь в шерстяной плед у камина, шепчем: "Дом, милый дом"... Он всячески напоминает о себе в будничной суете шумного города. В нем исчезаешь, забыв на время о делах и проблемах, в нем отдыхаешь, умотавшись за неделю, о нем думаешь и в него возвращаешься. Всегда
Коллектив архитекторов получил заказ на оформление уже построенного загородного дома. Существующие на тот момент "коробка" здания, черепичная кровля, террасы и широкие балконы определяли дальнейшее логическое развитие стилевой темы в декоре фасада и помещений. Но и архитектура дома, на самом деле, сильно нуждалась в исправлениях. Нарезка пространства, особенно второго этажа, на небольшие изолированные комнатки почти вдвое сокращала площадь дома, так как межкомнатные стены с двух сторон были обложены брусом.
"Радовали глаз" и два параллельных коридора, разделенных "для прочности" несущей перегородкой.
"Когда мы посмотрели дом целиком, сразу сообщили заказчикам, что оформлять подобное безобразие нет смысла", - рассказывает архитектор Анатолий Фалькин. - Заниматься дизайном "убитого" пространства было бы нелепо и непрофессионально. Поэтому работа по "наведению марафета" началась с пластической операции - реконструкции объекта".
Листая страницы...
Достаточно необычно и интересно вырисовывался будущий образ дома. Он буквально собирался по крупицам. На одной из встреч заказчица показала архитекторам эскизы разных вариантов фасадов, сделанные для нее знакомыми художниками. Сказочные домики были хорошо прорисованы, но совершенно неуместны в данных условиях. Однако отношение хозяйки к этим картинкам помогло архитекторам понять вкусовые пристрастия клиента.
Среди множества книг и журналов случайно оказался альбом Райта "Архитектура американских домов". Представленные в этом издании проекты уже серьезно рассматривались и обсуждались всеми участниками творческого процесса. Наиболее понравившиеся фрагменты "примеряли" с учетом реальных, теперь уже земных возможностей. И вот, наконец, свершилось. Все "кусочки" сложились в единый и совершенно ясный будущий облик этого многострадального (к тому времени три года как построенного) дома. По словам архитектора, "для того, чтобы сложился целостный образ, был необходим подобный подготовительный, "литературный" период, который постепенно, органично и естественно настроил всех на совместную работу, взаимопонимание и доверие".
Выбирая стиль...
"Романтичное кантри" - именно так сформулировала для себя общий стиль дома хозяйка.
Круглосуточное телевещание, повсеместное использование компьютеров, ни на секунду не прекращающийся информационный поток...
Самое подходящее время для романтики. Именно сегодня, когда люди стосковались по простой жизни, им как никогда хочется найти тепло, мир и покой хотя бы в своих стенах. Они мечтают иметь уютное гнездышко, так не похожее на шумный и суетливый современный город. И поэтому, пожалуй, самым актуальным и востребованным в 90-х годах стал так называемый деревенский стиль.
Для американского "изобретения" - кантри - характерны функциональность, комфортабельность и простота. Эти три "догмы" и были взяты архитекторами за концептуальную основу при разработке проекта.
Но заниматься копированием "американской мечты" в русском лесу, соблюдая абсолютную чистоту жанра, было бы смешно и странно, а для творческих людей - еще и скучно. Компромиссом в этом вопросе стала эклектика - неожиданное сочетание элементов, казалось бы, совершенно несовместимых стилей. "Некоторые фрагменты фасада и летние постройки на территории участка выполнены по типичным образцам русской архитектуры. Если рассматривать каждую деталь в отдельности, то можно насчитать большое количество представленных здесь стилей и направлений."
Ломая и строя заново...
Итак, необходимо было грамотно организовать пространство, в котором будет удобно жить. Первый ход - распределение помещений по функциональному признаку. По традиции первый этаж занимает общественная зона, на втором - спальни.
В результате перепланировки архитекторам удалось не только значительно увеличить прихожую, но и визуально "раскрыть" лестницу, ведущую на второй этаж. В более просторном помещении она стала заметнее.
В прежние времена зажатая со всех сторон перегородками, деревянная лестница воспринималась тяжелой и грубоватой, ее темный цвет лишь усугублял это впечатление. Сейчас на фоне светлых стен и пола, в окружении себе подобных - панелей и потолочных балок из дуба - лестница практически идеально "вписана" в общий стилевой контекст интерьера прихожей.
Когда убрали массивные перегородки, на первом этаже освободилось место для тренажерного зала и сауны, а также технических помещений: кладовой и постирочной.
Гостиная приобрела новое "звучание" благодаря эркеру, выходящему на террасу, также претерпевшую некоторые изменения.
Каждая комната в доме теперь имеет выход на балкон. По мнению архитекторов, для загородной постройки это просто необходимо.
Обсуждая интерьер...
В обстановке комнат отсутствует показная вычурность и пафос. Весь первый этаж оборудован встроенной мебелью, выполненной на заказ из толстого деревянного бруса - прочного недорогого материала, - и покрытой специальным составом, придающим ей солидность, добротный вид и долговечность. Открытые полки-витрины, высокие стеллажи для книг и всякой всячины обрамляют окна и кажутся необыкновенно стройными и изящными.
Гостиная - самое просторное помещение дома. В ней объединены каминная, столовая и небольшое, но очень уютное место для чтения - мини-библиотека. "Все, что есть на этом "островке" тишины и покоя: кресла-качалки, удобный диван и подсвеченные ниши с книгами - способствует не только отдыху физическому. Здесь отдыхаешь душой. Натуральные материалы и цвета, на наш взгляд, излучают тепло, создают ощущение надежности и гармонии.
А когда человек тяготеет к гармонии - это прекрасно. Мы работали над домом с большим удовольствием именно потому, что чувствовали это стремление в заказчиках. Независимо от быстро меняющейся моды, личных пристрастий и всяческих соблазнов, они точно знали, каким хотят видеть свой дом".
Для спален выбран современный стиль и декор, который можно охарактеризовать принципом "меньше значит больше" - количество предметов мебели и аксессуаров сведено к минимуму. Подобный подход к убранству делает помещение более просторным.
Часто интерьер спальни основывается на одном единственном, но необычном предмете мебели, своеобразном покрытии или окраске, а все остальное убранство служит для него фоном. В данном случае выразительным акцентом стала вагонка из настоящего сибирского кедра, которой обшита вся комната. Для сохранения единства стиля оформление окон обеспечивает интимность спальни, но не содержит никаких сложных или вычурных элементов.
Оглядываясь назад...
"Большая и довольно трудная работа завершена. Через некоторое время начинаешь оценивать ее уже со стороны, не как автор, а как зритель. Допущенные недочеты и промахи становятся более очевидными. К счастью, конечным результатом нашего труда мы по-прежнему довольны. Сработано качественно и профессионально.
В итоге и мы, авторы, и заказчики получили именно то, к чему упорно стремились - целостный по образу загородный дом с удобной планировкой и спокойным декором".