Дэвид Льюис
Интервью с промышленным дизайнером, удостоенным званий "Королевский индустриальный дизайнер" - в Англии и рыцарь ордена "Данеброг" - в Дании
SALON: Каким образом жизнь привела Вас, выпускника Лондонской Школы Искусств, в Данию?
- Я переехал в Данию в 1960, потому что в то время самыми продвинутыми странами в области индустриального дизайна были Италия и Дания. Но, сказать по правде, это не было решающим обстоятельством: в Лондоне я встретил девушку-датчанку, которая работала няней, так что в Данию меня привела любовь.
S: Но теперь, работая для ELICA (производитель кухонных вытяжек), Вы обратили свой взгляд в сторону Италии?
- Да, и рад этому обстоятельству - в этой стране хорошая погода, хорошее вино и прекрасные люди. Мне было очень приятно там работать. Хоть я и не знаю итальянского, мы нашли взаимопонимание с местными инженерами, гнули вместе с ними металл… В общем, говорили на одном языке.
S: Однажды Вы сказали, что было бы идеально, если бы, выключаясь, телевизор растворялся в воздухе. Стремитесь ли Вы к этому, создавая кухонные вытяжки?
- Пока мне это не удалось (смеется), но я пытаюсь. Вся проблема в рукаве. Но в рециркуляционных моделях, где рукав не нужен, это стало почти реальным. Чтобы вытяжка мимикрировала под среду, мы используем матовую сталь, которая отражает окружающие предметы...
S: Век высокотехнологичных предметов, как правило, достаточно короток, но Вы каким-то образом разрушили эту закономерность: разработанная Вами техника для BANG & OLUFSEN входит в постоянную экспозицию Музея современного искусства в Нью-Йорке (MOMA). Как Вам удается создавать дизайн на все времена?
- Трудно сказать… Просто я не жертва моды. Я всеми силами стараюсь не идти в том направлении, которое считается модным и актуальным, а вместо этого прислушиваюсь к себе.
S: Глядя на модели современной техники, иной раз кажется, что вместо того чтобы облегчить жизнь потребителя, производитель, напротив, старается ее усложнить - большинство людей никогда не пользуются всеми предусмотренными опциями и возможностями.
- Я полностью с этим согласен и стараюсь избежать функциональной избыточности своих предметов. Проблема в том, что сейчас нам доступно огромное количество опций, и наша задача - выбрать из них необходимые и отказаться от всех остальных. В наши дни это трудно, потому что все компании ориентированы на технический прогресс, и убедить их что-то упростить практически невозможно. Но мне это, к счастью, пока удается.
S: Тогда каково, по Вашему мнению, будущее промышленного дизайна?
- Мне кажется, он сблизится с индустрией моды. Оборот новых идей и новых продуктов будет с каждым годом увеличиваться. Это коснется и форм, и функций. Но я не в восторге от такой перспективы. Мне посчастливилось работать с компаниями, которые не стремятся запускать новый продукт каждую неделю…