Диалоги на пороге
квартира общей площадью 148 м2 Константин Вернигор Общая сдержанность и лаконизм дизайна интерьера квартиры, спроектированного архитектором Константином Вернигором
Квартира для семьи из трех человек, со стандартным набором помещений - гостиной, столовой, спальней, детской и кухней. Ситуация типична, и придумать что-либо необычное здесь довольно сложно, но тем интереснее задача архитектора... Чтобы у квартиры появились индивидуальность, свое "лицо", в уже определенных зонах были выделены отдельные "кадры" и для каждого из них сочинен особый сюжет
Автор этих "инсценировок" Константин Вернигор считает своим "коньком" именно архитектурную, а не дизайнерскую работу. Ничто не может сравниться с ощущением, что по твоей воле аморфные "жилые площади" новостроек преображаются в функциональное и эстетически привлекательное жилье.
Формирование и обустройство пространства, его логическое обоснование - вот высокая материя, занимающая архитектора, а отдельные объекты, такие как мебель и предметы интерьера - частности, на которые порой не хватает времени и сил. Мебель интересует автора лишь в той степени, в какой она может считаться составляющей архитектуры, продолжать ее. Поэтому некоторые предметы для этой квартиры сделаны на заказ по его эскизам. В остальном же создание предметной среды легло на плечи хозяев, точнее, хозяйки, которая увлеклась процессом и стала настоящим соавтором профессионального дизайнера.
Игра получилась интересной: архитектор начинает фразу, а заказчик ее заканчивает, стараясь не входить в противоречие с "генеральной линией". Сложившийся диалог опровергает расхожее мнение, будто всякий архитектор мечтает о заказчике, который позволит ему беспрепятственно воплощать собственные идеи и не вмешивается до полной и окончательной реализации проекта. Конечно, не обошлось и без взаимных влияний и поиска компромиссов.
Предполагалось, что в квартире будут доминировать серо-жемчужные тона, и вся она будет отливать холодным блеском. Однако осколку зеркала Снежной королевы, видимо, попавшему в глаз архитектору при разработке проекта, не удалось заморозить горячего темперамента хозяйки. Назло творческой воле профессионала в квартире поселилась модная ярко-синяя кухня авангардного вида, а как будто случайно приобретенные оранжевое кресло и такая же диванная подушка вдохнули теплую струю в царство холодной строгости. Так незначительные детали довольно круто изменили колористическую судьбу гостиной.
Как бы то ни было, любую случайность можно представить как частный случай закономерности, и появление в самом сердце многоярусного потолка оранжевого эллипса узаконило соседство теплых и холодных тонов. Так в этом интерьере завязался диалог двух натур. Ледяное сверкание стекла и металла в столовой оттенили тропические краски зимнего сада, а в хозяйской ванной комнате по соседству с хромированными и эмалированными поверхностями "расцвели" желтые хризантемы и тюльпаны.
Телевизор, давно заменивший современному обитателю урбанистической среды свет домашнего очага, конечно, и здесь становится центром одного из выстроенных архитектором кадров пространства. Голубой отсвет экрана усилен резким неоном подсвеченной полукруглой ниши, и дотошный критик все равно может поставить его в один ряд с древним как мир домашним очагом или алтарем храма.
А вот и ответ хозяйки на агрессию телевизора: если захотелось все-таки оторваться от экрана и приблизиться к природе, давно ожидающей возвращения человека в свое лоно, можно просто пройти несколько шагов и предаться медитативным размышлениям, созерцая воду природного синего цвета и вечно безмолвных обитателей аквариума.
Несмотря на разделение обязанностей между архитектором и заказчиком, квартира производит впечатление целостного организма. Общая сдержанность и лаконизм дизайна создают ощущение чистоты стиля.
Итак, конечный результат оправдал вложенные средства и затраченные усилия очень разных по натуре и по духу людей. И ничего страшного, что почти каждый тезис дизайнера был встречен антитезисом соавтора. Важно то, что участники этого диалога в конце концов поняли друг друга.